Главная» 6 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 6 класс урок 3 «Особый возраст: отрочество»
27.09.2016, 17:43

Урок «Особый возраст: отрочество» (§ 3)
      Этот урок посвящается подросткам, т. е. самим шестиклассникам. Знания о себе очень важны для школьника, они становятся предпосылкой понимания себя, развития рефлексивных чувств, нахождения своего места среди сверстников и взрослых.
      Задача урока: раскрыть на материале конкретного возрастного этапа развития человека особенности становления его личности.
План изучения нового материала
      1. Легко ли быть подростком?
      2. Отрочество — пора мечтаний.
      3. Самостоятельность — показатель взрослости.
      4. Нужны ли сегодня рыцари.
      Для формирования познавательной мотивации рекомендуем начать урок с чтения и обсуждения стихотворения Е. Евтушенко «Метаморфозы»:
Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.

Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.

Зрелость — это село Разделово:
либо Схваткино, либо Пряткино,
либо Трусово, либо Смелово,
либо Кривдино, либо Правдино.

Старость — это село Усталово,
Понимаево, Неупреково,
Забывалово, Зарасталово
и — не дай нам Бог — Одиноково.
      Окончив чтение, следует задать учащимся следующие вопросы:
      1. Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста?
      2. Что он хотел сказать своим стихотворением?
      3. Что помогло поэту понять возраст человека?
      4. Смог бы это сделать молодой поэт?
      Уместно поговорить о таких качествах подростка, как несдержанность, эмоциональность, строптивость. Конечно, не следует делать предметом обсуждения поступки учеников класса, задача учителя состоит в том, чтобы каждый задумался о том, правильно ли он себя ведет. Поэтому лучше использовать для этого ситуации, в которых рассказывается о детях, либо литературные произведения, стихотворные шутки, к примеру стихотворение В. Орлова «Ни пуха ни пера»:
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!»    Через час, еле живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем на самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
      Очень интересно проходит обсуждение ситуации «Цветик-трехцветик». Детям предлагается записать три любых желания. Потом некоторые из ребят зачитывают свои желания, и в классе происходит их обсуждение. Стоит обратить внимание на этику организации этой педагогической ситуации: если учителя не устраивает выбор школьника, не следует осуждать его прилюдно. Это может сказаться на его самооценке и желании в дальнейшем отвечать на вопросы учителя. Однако необходимо обратить внимание на тех школьников, чьи желания эгоистичны, примитивны, а может быть, и безнравственны.
      Раскрыть значение мечты поможет чтение и обсуждение текста рубрики «Жил на свете человек» — об археологе Генрихе Шлимане и тех усилиях, которые потребовались ему, чтобы исполнить свою мечту.
      Далее следует акцентировать внимание на других типологических качествах личности подростков — их стремлении к самостоятельности, к дружбе. Здесь целесообразно подчеркнуть значение самостоятельности, стремления к порядку, организованности, необходимых в дальнейшей жизни человека. Этому будет способствовать работа с рубрикой «Картинная галерея». Учащимся предлагается рассмотреть эпизод, запечатленный художником П. А. Федотовым, после чего ответить на вопросы к данной картине.
      Ценным в воспитательном отношении является и разговор об особенностях мальчиков и девочек. Есть проблемы, которые самое время обсудить с подростками: должны ли девочки быть слабыми, а мальчишки сильными, может ли современное общество обходиться без рыцарей, нужно ли делить работу на женскую и мужскую.
      Повысят интерес к уроку и поддержат эмоциональное настроение учащихся следующие методические приемы: сравнение по тематике рисунков мальчиков и девочек (это задание можно дать детям заранее); игра-шутка «Девочки и мальчики»; игра «Чьи это слова?».
      При сравнении рисунков учащиеся должны прийти к выводу о том, что мальчишки предпочитают изображать мужские темы (война, космос, транспорт, техника и т. п.), а девочки — женские (принцессы, замки, цветы, и т. п.).
      Игра «Девочки и мальчики» проводится следующим образом: учитель произносит фразу, которую нужно закончить. Совпадение рифм во фразе нарушает логику высказывания.
      Фразы:
      «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...» (учащиеся все вместе шепотом заканчивают строку).
      «Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...».
      «Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только...».
      «Болтали час без передышки в цветастых платьицах...».
      «При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь...».
      «Боятся темноты, трусишки, все, как один, они...».
      «Шелк, кружева и в кольцах пальчики — выходят на прогулку...».
      «Футболка, джинсы, набок кепочка — вы угадали — это...».
      Игра «Чьи это слова?» проводится следующим образом: учитель делит доску на две части (слева — «Мальчики», справа — «Девочки»), диктует слова, которые сразу нужно разделить на две группы. Одни более характерны для девочек, другие — для мальчиков. Слова: слоник, папочка, солнце, машина, солнышко, собака, растения, цветочки, дед, собачка, дедуля, кошка, кошечка. Анализируя затем записанные слова, дети убеждаются в том, что уменьшительно-ласкательные чаще употребляются девочками.
      Основной вывод, который должны сделать школьники, — все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным.
Дополнительный материал
      Примитивное вязание пальцами появилось на раннем этапе развития человеческого общества. В Европе вязание на спицах, по одним данным, появилось уже в Древней Греции, по другим — возникло в Италии или в Испании в XIII веке. Долгое время это занятие было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и добились в нем такого мастерства, что мужчины уже не могли с ними соперничать.
      Раньше профессия повара тоже была только мужской. Со временем мужчины отошли от приготовления блюд и стали заниматься поиском новых сочетаний продуктов, писать поваренные книги, придумывать новые рецепты. Женщинам отводилась иная роль. Они прекрасно готовили, точно выполняя кулинарные предписания. Однако некоторые блюда (например, в странах Востока) до сих пор поручают готовить только мужчинам (плов, шашлык).
      Это объясняет некоторые половые различия: в любой деятельности, которая требует нестандартного решения, поиска, эксперимента, — впереди мужчины, в заданиях, которые связаны с исполнительским мастерством, — впереди женщины. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, тогда как женщины могут спокойно выполнять однообразную и, казалось бы, неинтересную работу.
      Дополнить и закрепить материал можно выполнением и обсуждением задания 7 из рабочей тетради.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar