Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 109. Относительные прилагательные
06.09.2016, 12:28

Урок 109. Относительные прилагательные

цели: дать понятие об относительных прилагательных; разви­вать умения рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных и относительных прилагательных; умения различать качествен­ные и относительные прилагательные, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к самостоя тельной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Чтение предложений с качественными прилагательными.)

III.       Самоопределение к деятельности

—        Прочитайте слова.

Шерстяной, дружный, зимний, местный, активный, стальной, ра­достный, сильный, давний, сельский, яркий.

Назовите качественные имена прилагательные. {Дружный, активный, радостный, сильный, яркий.)

Чем похожи остальные прилагательные? {Они обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.)

На какие группы их можно разделить? (Прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), прилагательные, которые характе­ризуют предмет по пространственному (местный, сельский) и временному (зимний, давний) признакам.)

Как называется эта группа прилагательных? (Относительные.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями относительных прилага­тельных, научиться распознавать их, различать относитель­ные и качественные прилагательные.)

IV.       Работа по теме урока

1. Слово учителя

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражаю­щие отношение одного предмета к другому. Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортив­ная, домашняя в данном случае обозначают назначение. Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). 11апример, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значе­ние того или иного слова, исходя изданного контекста. 2.       Сопоставление качественных и относительных прилагательных

Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)

Можно ли образовать от этих прилагательных степени срав­нения? Можно ли быть более майским или самым подвод­ным? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, озна­чающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные образовывать сложные при­лагательные путём повтора? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные образовывать новые с при­ставкой не-? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные образовывать прилагатель­ные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (При­лагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.

—        Наконец, можно ли к относительным прилагательным по­добрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов отно­сительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксиче­ские синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), дере­вянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой фор­мы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, анто­нимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные ан­тонимы.

3.         Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 18).)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 343 — коллективное выполнение с комментированием

Упр. 344 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой (вариант I записывает относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу и по месту, вариант 2 -по времени и по действию).

Упр. 345 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Основная мысль текста — важность сохранения и развития традиций народных мастеров.

2. Словарная работа

(Обсуждение разницы в произношении и употреблении слов языковой (языковое явление) — языковый (языковая колбаса). Оба прилагательных относительные. Первое прилагательное относит­ся к языку как речи, как средству общения, второе - к языку как органу в полости рта.)

Запишите в орфографический словарик слово ттант, под­черкните орфограмму.

Составьте предложение с этим словом.

VI. Подведение итогов урока

Что могут обозначать относительные прилагательные?

Как отличить относительные прилагательные от качественных?

Домашнее задание

Учебник: § 59, упр. 346, 347 (подготовиться к изложению).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar