Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 11. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений
06.09.2016, 12:06

Урок 11. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цели: закреплять умения различать простые и сложные пред­ложения, определять границы простых предложений в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, умение строип предложения по заданным схемам.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, устанавливать связь между простыми предложениями в составе сложного, отличать сложносочинён ные предложения от сложноподчинённых, правильно ставит! знаки препинания в сложных предложениях, объяснять языко вые явления; развитие мотивации к познавательной деятель ности.

Ход урока

I. Организационный момент

It. Проверка домашнего задания

I. Упр. 47 - обсуждение вопросов и заданий, морфологиче ский и синтаксический разбор на доске. Комментарии

Варианты заглавия текста: «Наступила золотая осень», «Про зрачные дни сентября».

Предложение с обобщающим словом — первое во втором абзаце. Нераспространённые предложения: Пришёл сентябрь (сказуе­мое - глагол пришёл); Чист и прозрачен воздух (сказуемые — крат­кие прилагательные чист и прозрачен).

2. Упр. 48 — фронтальная проверка.

Комментарии

Предложения с обращениями: Голубушка, как хороша.'; Как смеешь ты, наглей,, нечистым рылом здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом ?; Друзья! К чему весь этот шум ?

Слова, соответствующие первой схеме: лесть, ель, сыр.

Слова, соответствующие второй схеме: вредна, держала, сыр­ный.

Слова, соответствующие третьей схеме: принесли, отделкой, бессильный.

III.           Актуализация знаний

—            Выберите пару слов, составляющих словосочетание.

Около забора, планеты и спутники, работал на компьютере, река i нубока.

—            Почему остальные записи не являются словосочетания­ми? {Около забора — существительное с предлогом, планеты и спутники — однородные члены с сочинительной связью, река глубока — грамматическая основа.)

IV.          Самоопределение к деятельности

—            Прочитайте.

Дождь вскоре закончился. На небе заиграла радуга. Дождь вскоре закончился, на небе заиграла радуга.

Чем отличаются эти записи? (Первая запись представляет собой два простых предложения, а вторая — сложное предло­жение.)

Какие предложения называются сложными?

Что вам известно о сложных предложениях?

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? {Повторить изученное о сложном предложении, упражняться в умениях распознавать сложные предложения, отличать их от простых предложений, пра­вильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.)

V.            Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя-шп.ных наблюдений» (с. 28).)

Дополнительные вопросы и комментарии

Какова роль интонации в простом и сложном предложениях'.'

Какие сложные предложения называются союзными?

Какие сложные предложения называются бессоюзными?

Запятая между простыми предложениями в сложном — знак выделения или разделения?

В сложных предложениях встречаются различные союзы: и, а но, да (в значении и), да (в значении но), что, когда, пока, чтобь и др. Главным опознавательным знаком сложного предложенш является наличие двух и более грамматических основ. Союзы и, а но, да (в значении и), да (в значении но) встречаются и в простых предложениях с однородными членами, поэтому в таких случаях надо быть особенно внимательными.

2.             Практическое задание

—                  Объясните постановку знаков препинания в предложениях (Предложения записаны на доске.)

Мифы — созданные фантазией народа произведения, в которы передаются представления древних народов о происхождении мира о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы передавалис из уст в уста как правдивые истории, а сказки воспринимались как за нимательный вымысел.

3.             Работа по учебнику

1.                    Упр. 49 — самостоятельное выполнение с последующе
проверкой.

2.                    Упр. 50 — коллективное выполнение с комментированием

4.             Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

(Самостоятельное изучение теоретического материала (§ 11).

—                  Выполните синтаксический и пунктуационный разбо предложения.

Зевс — верховный бог, а Посейдон — владыка морей.

VI.          Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 52, 53 — самостоятельное выполнение с последующе проверкой.)

VII.         Подведение итогов урока

Как доказать, что простые предложения в составе сложны связаны между собой?

Надо ли ставить запятую, если простые предложения в со ставе сложного соединяются союзом м?

Домашнее задание

Учебник: §10, 11, упр. 51, 54

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar