Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 130. Простые и составные числительные
06.09.2016, 12:31

Урок 130. Простые и составные числительные

Цели: закреплять знания об имени числительном; показать различия между простыми и составными числительными; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.

Планируемые результаты: умения различать простые и со­ставные числительные, правильно выбирать и произносить фор­мы числительных при склонении, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Задание 81 - чтение предложений и примеров.

Упр. 397 - обсуждение вопросов, чтение расписок.

III.       Актуализация знаний

Выборочный диктант

-           Выпишите имена числительные в два столбика: количест­венные, порядковые.

1) Кто сегодня получит пятёрку? 2) Двоек нам не надо. 3) Пять да пять - десять. 4) Лена сидит на второй парте у окна. 5) Три да три - будет дырка. 6) Позвони мне между шестью и семью часами. 7) По дороге зим­ней, скучной тройка борзая бежит. 8) Четвёртый день идёт снег. 9) После похода мы съели двойную порцию каши с мясом. 10) Встретимся у седь­мого вагона. 11) Почему тебе надо повторять несколько раз? 12) Перед финишем велосипедист нажимал на педали с удвоенной силой. 13) День Победы отмечается девятого мая. 14) Много интересного можно узнать из Интернета.

Комментарии

пять     второй

десять четвертый

шестью           седьмого

семью девятого

Есть ряд слов, с помощью которых мы выражаем примерное количество чего-либо: несколько, много.

Такие слова называются неопределённо-количественными и не являются числительными: они не способны выражать точ­ное количество предметов, не имеют счётно-числового значения. Среди них есть наречия (много, мало, немного, немало), местоиме­ния (сколько, несколько, столько), существительные (тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и т. д.). Такие слова обладают грамма­тическими признаками своих частей речи.

IV.       Самоопределение к деятельности

Запишите числа 4, 40, 400, 444 словами. (Четыре, сорок, че­тыреста, четыреста сорок четыре.)

Сколько слов нужно для выражения каждого числа?

Запишите порядковые числительные, образованные отдан­ных количественных. (Четвёртый, сороковой, четырёхсо­тый, четыреста сорок четвёртый.)

Сколько слов нужно для выражения порядкового номера?

Какой можно сделать вывод? (Числительные могут состо­ять из одного слова, а могут — из двух и более слов.)

Как вы думаете, как могут называться такие числительные? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как называются числительные, которые состоят из одного слова, и числительные, которые состоят из двух и более слов, и научиться различать их.)

V.        Работа по теме урока

1.         Слово учителя

Числительные, состоящие из одного слова, — простые, из двух и более — составные.

По структуре и особенностям словообразования среди простых числительных выделяют также сложные числительные — они со­стоят из одного сложного слова с двумя корнями: четыреста, четы­рёхсотый. Получается, что числительные четыреста сорок четыре, четыреста сорок четвёртый являются составными, в их состав вхо­дят одно сложное числительное (четыреста) и два простых.

2.         Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 46).

Упр. 398 - коллективное выполнение с комментированием.

VI.       Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 399 - самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

2.         Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 80 из рабочей тетради - коллективное выполнение с комментированием.)

3.         Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 46, 47, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

Слова тысяча, миллион, миллиард имеют признаки как числи­тельных, так и существительных, поэтому вопрос о принадлежно­сти их к числительным решается неоднозначно.

VII. Подведение итогов урока

Как отличить числительные от однокоренных с ними слов других частей речи?

В чём различие между простыми и составными числитель­ными?

Домашнее задание

Учебник: §68, упр. 400.

Рабочая тетрадь: задание 83.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar