Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 131. Мягкий знак на конце и в середине числительных
06.09.2016, 12:32

Урок 131. Мягкий знак на конце и в середине числительных

Цели: закреплять знания о простых и составных числитель­ных; познакомить с правилами употребления мягкого знака в чис­лительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание правила написания мягко­го знака в числительных; умения применять изученное правило, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Связный рассказ о простых и составных числительных.

Задание 83 из рабочей тетради - проверка по цепочке, син­таксический разбор на доске.

Упр. 400 — чтение текста, устранение возможных речевых ошибок.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Рост населения Земли», «Населе­ние земного шара».

Стиль речи - научный.

Заметим, что в 2012 г. численность населения Земли превы­сила 7 млрд человек.

III.       Актуализация знаний

Распределительный диктант

—        Запишите количественные и порядковые числительные, выраженные числами 100, 35, 90, 18, 20, 41, 300, 267, в два столбика: простые, составные.

IV.       Самоопределение к деятельности

Запишите числа 8, 18, 80, 800 словами и прочитайте их. (Во­семь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти числительные? (В каких числительных пишется мягкий знак, а в каких нет.)

Что обозначает мягкий знак в словах восемь, восемьдесят, восемьсот! (Мягкость согласного звука [м'].)

Слышится ли в середине слова восемнадцать мягкий со­гласный [m'J? (Нет.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с правилом написания мягкого знака в чис­лительных.)

V.        Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение правил (с. 47, 48).

Упр. 401 - коллективное выполнение с комментированием.

VI.       Закрепление изученного материала

1.         Работа по учебнику

(Упр. 402 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

2.         Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 84 - самостоятельное выполнение.)

3.         Занимательная лингвистика

Вы знаете, что обычно для изображения чисел мы пользуем­ся арабскими цифрами. Но есть ещё и римские цифры. Система цифр древних римлян основана на употреблении особых знаков (букв) для десятичных разрядов: I = 1, X = 10, С = 100, М = 1000 -и их половин: V = 5, L = 50, D = 500. Натуральные числа записы­ваются при помощи повторения этих цифр. При этом если боль­шая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая перед большей, то меньшая вычитается из большей.

Например, I, X, С ставятся соответственно перед X, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40400. Например, VI = 5 + 1 =6, IV = 5- I = 4; XIX = 10 + 10- 1 = 14, XL = 50- 10 = 40 и т. д.

В наше время римские цифры по традиции используются дли обозначения веков (XXI в. и т. д.), годов н. э. (MCMLXXVII - 1977 и т. д.), месяцев при указании дат (например, 6.VI .2011), поря i ковых числительных (учебник для VI класса), разделов книг и до кументов.

Цифрам соответствовали и буквы древнерусского алфави та - кириллицы. Например, буква а (аз) обозначала и цифр\ I в (веди) — цифру 2, г (глаголь) - цифру 3, д (добро) — цифру I с (есть) - цифру 5 и т. д

Две буквы обозначали звук [и]: и и /. И обозначала цифр\ поэтому называлась ещё «и восьмеричное», а / — число 10, поэтому называлась «и десятеричное».

Кстати, в украинском языке сохранились обе эти буквы. Мы можем встретить их, например, в названии столицы Украины: him, И сейчас примерно соответствует русскому ы, а / — русскому и

VII. Подведение итогов урока

—        В каких случаях в числительных пишется мягкий знак''

Домашнее задание

Учебник: § 69, упр. 403.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar