Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 137. Собирательные числительные
06.09.2016, 12:33

Урок 137. Собирательные числительные

Цели: показать особенности употребления и склонения со­бирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки.

Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и ис­правлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 419 - чтение и обсуждение юмористических рассказов.

Упр. 420 - подготовленный диктант.

III.       Актуализация знаний

—        Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96.

(Проверка.)

IV.       Самоопределение к деятельности

—        Прочитайте стихотворение.

В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое...

(Точное авторство стихотворения не установлено; по одним источникам, автор - Расул Гамзатов, подругам - Николай Коз лов, по третьим — кто-то из древних арабских поэтов.) О чём это стихотворение?

Какова его основная мысль?

Почему двое увидели разное?

Автор показал, как по-разному могут воспринимать мир люди, что мы можем судить о них по отношению к миру.

Кстати, что такое двое? В чём особенность этого слова? (Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обо­значает нескольких как одно целое.)

Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять.

А можно ли сказать двое подруг? Почему? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.)

V. Работа по теме урока

1.         Слово учителя

Собирательные числительные сочетаются не с каждым сло­вом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются:

с именами существительными, обозначающими лиц муж­ского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят;

с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток;

с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков);

с личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое.

С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающе­го целое число: трое друзей — три друга.

Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками.

2.         Работа по учебнику

1.         Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса рубики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 56—58).

2.         Упр. 421 — устное выполнение.

I. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.         Упр. 422 - комментированное письмо.

2.         Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения2. Занимательная лингвистика

—        Вспомните пословицы, поговорки с собирательными чис­лительными, литературные произведения, фильмы, в на­званиях которых они встречаются. (Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. «Семерых одним махом». «Трое в лодке, не считая собаки», «Семеро смелых», «Волк и семеро козлят», «Пятеро из одного стручка».)

VII. Подведение итогов урока

С какими существительными сочетаются собирательные числительные?

Что общего в склонении собирательных числительных и прилагательных во множественном числе?

Домашнее задание

Учебник: § 74, упр. 424, 425, 426 (подготовиться к диктанту).

Урок 138. Употребление числительных в речи

Цели: учить правильно употреблять формы числительных в речи; развивать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 424, 425 — проверка по цепочке.

Упр. 426 — подготовленный диктант.

III.       Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

1. Упр. 410 — устное выполнение. Комментарии

Тексты объявлений написаны в официально-деловом стиле, так как в них есть характерные для этого стиля черты:

точность, однозначность, нейтральность, шаблонность текста;

преобладание имён существительных;

стилистически нейтральная лексика;

стандартные речевые обороты, словосочетания;

отсутствие экспрессивных средств языка, эмоциональной окраски;

отсутствие выразительных средств языка, фигур речи.

—        Составьте объявление по рассмотренному образцу (о со­брании, о посещении музея и т. д.).

2. Упр. 427 - коллективное выполнение (кроме разбора чис­лительных как части речи).

2.         Беседа

—        Подумайте, в чём особенность употребления числительных в научном и публицистическом стилях речи.

Числительные довольно часто употребляются в этих стилях. Если в научном стиле они служат для доказательства научных тео­рий, для решения научных задач, для обозначения последователь­ности действий, то в публицистическом стиле числительные часто приводятся для иллюстрации каких-либо общественных явлений, статистики, положения в экономике, спортивных достижений ит. д. При этом в газетных публикациях, например, числительные могут обозначать менее точные, приблизительные числа, а в на­учной речи требования к точности выше.

—        Что особенного вы видите в употреблении числительных в разговорной речи? Приведите примеры. (Числительные часто встречаются в разговорах о времени суток, о погоде, причём в урезанном виде. Например: Обещают завтра плюс тридцать. Или: — Сколько сейчас? — Без пяти.)

В разговорной речи часто делают ошибки в склонении чис-ительных.

—        Вспомните, в каких художественных произведениях вам встречались числительные (можно воспользоваться учеб­ником литературы). (Примерный ответ. «Подвиги Геракла» (с первого по двенадцатый), русские летописи содержат кон­кретные даты; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три паль­мы»; в описаниях мальчиков из «Бежина луга» И.С. Турге­нева много числительных; стихотворение Д.С. Самойлова называется «Сороковые»; рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» начинается с фразы: «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году»; много числительных в сказке Антуа-наде Сент-Экзюпери «Маленький принц».)

(Если позволяет время на уроке, можно выписать из текстов удожественного стиля несколько предложений с числительными рассмотреть их роль.)

3.         Занимательная лингвистика

—        Как вы думаете, откуда взялось слово сорок!

Материал для учителя

Некогда это слово было существительным мужского рода и обо­значало особую меру для счёта дорогих мехов. В летописях, грамотах

встречаем: «Да пять сороков соболя», «да ещё 27 сороков бобра». Сколько шкурок входило в сорок? Из сорока можно было сшить длинный кафтан.

Была и другая мера, применявшаяся для подсчёта более дешёвых сортов пушнины — сорочек (беличьи шкурки, хвостики и др.).

Считали на сороки и другие предметы: «В Москве сорок сороков церквей», «Затрезвонили во все сорок сороков». Сорок церквей образо­вывали административную единицу, так называемое благочиние. Оно и называлось сороком.

Число «сорок», видимо, имело для наших предков какое-то особое значение. Пуд содержал сорок фунтов. «На Самсонов день дождь — сорок дней дождь». Когда-то сорок означало просто «много» — когда точный подсчёт был сложен или не нужен.

Сороконожка — много ножек, но не сорок.

(Л. Успенский. Слово о словах)

Кстати, устаревший ныне фразеологизм сорок сороков обозна­чает несчётное, неисчислимое множество.

IV. Подведение итогов урока

<  — В чём особенность употребления числительных в разных стилях речи?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 67-74, упр. 429 (подготовиться к сло­варному диктанту).

Подготовиться к тестовой работе по теме «Имя числительное».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar