Главная» 6 класс » Русский язык |
06.09.2016, 12:33 | |
Урок 137. Собирательные числительные Цели: показать особенности употребления и склонения собирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки. Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 419 - чтение и обсуждение юмористических рассказов. Упр. 420 - подготовленный диктант. III. Актуализация знаний — Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96. (Проверка.) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте стихотворение. В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое... (Точное авторство стихотворения не установлено; по одним источникам, автор - Расул Гамзатов, подругам - Николай Коз лов, по третьим — кто-то из древних арабских поэтов.) О чём это стихотворение? Какова его основная мысль? Почему двое увидели разное? Автор показал, как по-разному могут воспринимать мир люди, что мы можем судить о них по отношению к миру. Кстати, что такое двое? В чём особенность этого слова? (Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обозначает нескольких как одно целое.) Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять. А можно ли сказать двое подруг? Почему? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.) V. Работа по теме урока 1. Слово учителя Собирательные числительные сочетаются не с каждым словом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят; с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток; с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков); с личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое. С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающего целое число: трое друзей — три друга. Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками. 2. Работа по учебнику 1. Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса рубики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 56—58). 2. Упр. 421 — устное выполнение. I. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 422 - комментированное письмо. 2. Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения2. Занимательная лингвистика — Вспомните пословицы, поговорки с собирательными числительными, литературные произведения, фильмы, в названиях которых они встречаются. (Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. «Семерых одним махом». «Трое в лодке, не считая собаки», «Семеро смелых», «Волк и семеро козлят», «Пятеро из одного стручка».) VII. Подведение итогов урока С какими существительными сочетаются собирательные числительные? Что общего в склонении собирательных числительных и прилагательных во множественном числе? Домашнее задание Учебник: § 74, упр. 424, 425, 426 (подготовиться к диктанту). Урок 138. Употребление числительных в речи Цели: учить правильно употреблять формы числительных в речи; развивать навыки монологической речи. Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления. Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Упр. 424, 425 — проверка по цепочке. Упр. 426 — подготовленный диктант. III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику 1. Упр. 410 — устное выполнение. Комментарии Тексты объявлений написаны в официально-деловом стиле, так как в них есть характерные для этого стиля черты: точность, однозначность, нейтральность, шаблонность текста; преобладание имён существительных; стилистически нейтральная лексика; стандартные речевые обороты, словосочетания; отсутствие экспрессивных средств языка, эмоциональной окраски; отсутствие выразительных средств языка, фигур речи. — Составьте объявление по рассмотренному образцу (о собрании, о посещении музея и т. д.). 2. Упр. 427 - коллективное выполнение (кроме разбора числительных как части речи). 2. Беседа — Подумайте, в чём особенность употребления числительных в научном и публицистическом стилях речи. Числительные довольно часто употребляются в этих стилях. Если в научном стиле они служат для доказательства научных теорий, для решения научных задач, для обозначения последовательности действий, то в публицистическом стиле числительные часто приводятся для иллюстрации каких-либо общественных явлений, статистики, положения в экономике, спортивных достижений ит. д. При этом в газетных публикациях, например, числительные могут обозначать менее точные, приблизительные числа, а в научной речи требования к точности выше. — Что особенного вы видите в употреблении числительных в разговорной речи? Приведите примеры. (Числительные часто встречаются в разговорах о времени суток, о погоде, причём в урезанном виде. Например: Обещают завтра плюс тридцать. Или: — Сколько сейчас? — Без пяти.) В разговорной речи часто делают ошибки в склонении чис-ительных. — Вспомните, в каких художественных произведениях вам встречались числительные (можно воспользоваться учебником литературы). (Примерный ответ. «Подвиги Геракла» (с первого по двенадцатый), русские летописи содержат конкретные даты; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»; в описаниях мальчиков из «Бежина луга» И.С. Тургенева много числительных; стихотворение Д.С. Самойлова называется «Сороковые»; рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» начинается с фразы: «Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году»; много числительных в сказке Антуа-наде Сент-Экзюпери «Маленький принц».) (Если позволяет время на уроке, можно выписать из текстов удожественного стиля несколько предложений с числительными рассмотреть их роль.) 3. Занимательная лингвистика — Как вы думаете, откуда взялось слово сорок! Материал для учителя Некогда это слово было существительным мужского рода и обозначало особую меру для счёта дорогих мехов. В летописях, грамотах встречаем: «Да пять сороков соболя», «да ещё 27 сороков бобра». Сколько шкурок входило в сорок? Из сорока можно было сшить длинный кафтан. Была и другая мера, применявшаяся для подсчёта более дешёвых сортов пушнины — сорочек (беличьи шкурки, хвостики и др.). Считали на сороки и другие предметы: «В Москве сорок сороков церквей», «Затрезвонили во все сорок сороков». Сорок церквей образовывали административную единицу, так называемое благочиние. Оно и называлось сороком. Число «сорок», видимо, имело для наших предков какое-то особое значение. Пуд содержал сорок фунтов. «На Самсонов день дождь — сорок дней дождь». Когда-то сорок означало просто «много» — когда точный подсчёт был сложен или не нужен. Сороконожка — много ножек, но не сорок. (Л. Успенский. Слово о словах) Кстати, устаревший ныне фразеологизм сорок сороков обозначает несчётное, неисчислимое множество. IV. Подведение итогов урока < — В чём особенность употребления числительных в разных стилях речи? Домашнее задание Учебник: повторить § 67-74, упр. 429 (подготовиться к словарному диктанту). Подготовиться к тестовой работе по теме «Имя числительное». | |
Просмотров: | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|