Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 147. Возвратное местоимение себя
06.09.2016, 12:34

Урок 147. Возвратное местоимение себя

Цели: дать понятие о возвратном местоимении, его особенно-тях; учить предупреждать речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание морфологических особен­ностей возвратного местоимения, его синтаксической роли; уме­ния обнаруживать и устранять речевые ошибки, объяснять языко­вые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

 

Упр. 444 — подготовленный диктант.

Задание 92 из рабочей тетради - взаимопроверка.

III.       Самоопределение к деятельности

—        Прочитайте предложение. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Из какого произведения взяты эти строки? (Из басни И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна».)

Найдите в предложении местоимение. (Себя.)

В каком падеже оно употреблено? Какова его синтаксиче­ская роль? (Употреблено в винительном падеже, в предложе­нии является дополнением.)

Попробуйте изменить местоимение себя по падежам. Что вы заметили? (Нет именительного падежа.)

А кто знает, к какому разряду относится это местоимение? (Ответы детей.)

Это возвратное местоимение. Особенность этого разряда в том, что он состоит только из одного местоимения себя.

—        Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с возвратным местоимения себя, с особен­ностями его склонения и ролью в предложении.)

IV.       Работа по теме урока

1.         Слово учителя

Вы знаете возвратные глаголы с суффиксом (постфиксом) -ся (-сь): умываться, купаться, учусь, занимаюсь и т. д. Они выража­ют направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В древности это -ся (-сь) было от­дельным словом, усечённым себя. Со временем оно «приросло» к глаголам и стало восприниматься как часть слова.

Это странное местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа.

У местоимения себя лишь одна синтаксическая роль — допол­нение.

2.         Практическое задание

—        Вспомните фразеологизмы, включающие разные формы возвратного местоимения себя, объясните их значение, составьте с де^умя из них предложения. (Себе дороже, себе на уме, говорит сам за себя, быть вне себя, выйти из себя, взять себя в руки, взять на себя смелость, быть самим собой, замкнуться в себе, ног под собой не чуять, читать про себя, не по себе и т. д.)

V.        Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 445 — устное выполнение.

Упр. 446 — комментированное письмо.

3.         Упр. 447 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.

VI.       Подведение итогов урока

Каковы морфологические особенности возвратного место имения себя?

Почему местоимение себя называется возвратным?

Домашнее задание

Учебник: § 78, упр. 448 (подготовиться к сочинению), 449.

Урок 14 8. Сочинение по рисункам

Цели: развивать умение составлять устные и письменные расска­зы по рисункам; совершенствовать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: умение составлять устные описа­ния-рассказы на заданную тему.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 449 — взаимопроверка.)

III.       Работа по теме урока

1.         Подготовка к сочинению-рассказу

(Беседа по вопросам упр. 448 и устные рассказы по рисункам.)

2.         Написание сочинения-рассказа

IV.       Подведение итогов урока

-           Что важно учитывать при написании рассказа?

Домашнее задание

Учебник: изучить § 79 (с. 72—73), упр. 450 (устно).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar