Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 192. Правописание гласных в суффиксах глаголов
06.09.2016, 12:44

Урок 192. Правописание гласных в суффиксах глаголов

Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов; учить распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-); развивать навыки самостоятельной работы; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных Н суффиксах глаголов; владение навыками морфемного разбора; умения распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ сочинений

III.       Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 98 (реализация домашнего задания).)

—        Над какой темой вы работали дома?

-           К каким выводам вы пришли в ходе самостоятельных на­блюдений над суффиксами глаголов -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-)1 Сформулируйте правило так, чтобы было удобнее запомнить. (Примерный ответ. Вариант 1: если в 1-м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошед­шем времени суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется: раздумы­ваю — раздумывать, заканчиваю — заканчивать; если в 1 -м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-): рисую — рисовать,

ночую - ночевать. Вариант 2: в неопределённой форме и в прошедшем времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если он пропадает в 1-м лице настоящего и бу­дущего времени. Если суффикс сохраняется, то это суф­фикс -ыва- (-ива-).) Упоминания о прошедшем времени даже излишни, так как мы знаем, что прошедшее время образуется от основы неопреде­лённой формы с помощью суффикса -л-.

Исчезновение суффикса -ова- (-ева-) при смене формы гла­гола можно объяснить, заглянув в историю языка. Подобное яв­ление мы наблюдали при склонении существительных с суффик­сами -ик- и -ек-\ ключик — ключика, замочек — замочка.

Выпадать могут только буквы owe, буква и не выпадает, так как не было такого краткого звука: крючок — крючка, мячик - мя­чика. (См. урок 92.)

Постфикс (суффикс) -ся (-сь) не влияет на гласные рассма­триваемых суффиксов: побаиваюсь — побаиваться, подделываюсь — подделываться, советуюсь — советоваться. (Проверка упр. 579 по цепочке.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить умения распознавать и правильно писать суффик­сы глаголов.)

IV. Работа по теме урока

1.         Слово учителя

Необходимо отличать суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) от суффикса -ва, который встречается, например, в словах успе­вать, ослабевать, переставать, обвевать, обвивать.

Суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва (-ива-) всегда безударный.

С помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вил. глаголов от глаголов совершенного вида: успеть — успевать, осла­беть — ослабевать, перестать — переставать, обвеять — обвевать, обвить — обвивать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и.

Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: ус­певать — успеть, переставать — перестать и т. д.

Исключения: застрять — застревать, затмить — затмевать, продлить — продлевать.

2.         Работа по учебнику

1. Упр. 580 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение значения фразеологизма.

2. Упр. 581, 582 - самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.

V.        Закрепление изученного материала

1.         Практическое задание

—        Проверьте безударные гласные (образовать глаголы совер­шенного вида, отбросив суффикс -ва-). Поставьте ударение в словах.

Надевать, перебивать, назревать, продавать, подливать, выбивать, раздаваться, запивать, одеваться, узнавать, успевать, вставать, создавать, овладевать, зашивать, отогревать.

2.         Работа по учебнику

(Упр. 583 — выразительное чтение текста, выполнение заданий.) Комментарии

Варианты заглавия текста: «Детство скульптора Конёнкова», «Труд - верная опора человека», «Рассказ о деревенском детстве».

3.         Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 136.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте уда­рение.

Составьте словосочетания с этими глаголами.

Запишите в орфографический словарик слово сызмальства, подчеркните орфограммы.

Составьте предложение с этим словом.

VI.       Подведение итогов урока

(Связный рассказ по заданию 117 из рабочей тетради.)

Домашнее задание

Учебник: повторить § 95-98, упр. 583, 584.

Подготовиться к проверочной работе по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar