Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения
06.09.2016, 12:03

Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Упр. 1 — чтение текста, обсуждение.

Чтение и запись словосочетаний в рамке (с. 4).

Составьте и запишите предложения с этими словосочета­ниями.

Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значе­ние похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладаю­щий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похо­жи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)

3.             Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме —
высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).

III.           Закрепление изученного материала

Как и для чего можно использовать учебник?

Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, име­ет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, спосо­бен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)

IV.           Подведение итогов урока

—            Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Учебник: упр. 2, 3.

 

Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Цели: формировать представления о важности общения в жиз­ни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, ком­понентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые яв­ления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.

Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений III.       Самоопределение к деятельности

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодей­ствуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, пе­реживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, сред­ство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мими­ки, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоя­нии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

—            Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)

IV.          Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).

Упр. 4, 5 — устное выполнение.

3.             Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

—            Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

Ситуация общения - те обстоятельства, при которых проис­ходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

4.             Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.

5.             Упр. 8, 9, 11 - подготовка к выразительному чтению, обсуждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение
каждого задания.

V.            Закрепление изученного материала

1. Беседа

—            Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

2. Работа по учебнику

1.             Упр. 12 — коллективное выполнение.

2.             Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к выполнению домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).

Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, под­готовить краткие выступления.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar