Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 34. Новые слова (неологизмы)
06.09.2016, 12:11

Урок 34. Новые слова (неологизмы)

Цели: познакомить с понятием неологизмы; развивать навыки роботы с толковыми словарями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятия неологизмы; умения Пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 126 — подготовленный диктант.

Задание 19 из рабочей тетради - фронтальная проверка.

III.           Самоопределение к деятельности

Каким образом пополняется словарный запас русского языка?

Как вы считаете, почему в языке появляются новые слова?

Как мы назовём эту группу слов?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с новой лексической группой, узнать особен­ности возникновения новых слов.)

IV.           Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

Мы говорили о заимствованных словах, которые пришли и наш язык из других языков. Когда-то их не было в русском язы­ке, когда-то они были новыми. Почему они возникли? Логично предположить, что новые слова должны появляться для обозна­чения новых предметов, явлений, понятий. Такие новые слова называются неологизмами.

Лексический состав языка постоянно пополняется неологиз­мами. Интересно, что некоторые слова имеют точную дату рожде­ния. Так слово субботник впервые было употреблено 10 мая 1919 г.

Новые слова остаются неологизмами до тех пор, пока не утра-чивают оттенок новизны и свежести. Когда же подобные слова становятся общеупотребительными, они перестают быть неоло­гизмами. Со временем некоторые из них могут перейти в разряд историзмов. Так произошло с рядом слов советского периода.

В 20-е гг. XX в. появилось много новых слов. Значительная их часть была образована по способу сложения: нэп (новая экономи­ческая политика),рабфак (рабочий факультет), колхоз (коллектив­ное хозяйство), губком (губернский комитет), райком (районный

комитет), спецкор (специальный корреспондент) и др. Со време­нем большинство подобных слов ушло в прошлое.

Какие из перечисленных слов остались в языке? Какие вам приходилось слышать?

Какие слова можно отнести к неологизмам в наше время''

2. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала и определения (с. 72).

Упр. 129 - чтение текста, обсуждение задания и вопроса. Комментарии

Новые слова, появившиеся с освоением космоса: спутник, космонавт, планетоход, луноход, Роскосмос, аэронавтика, НАСЛ, орбитальная станция, шаттл, МКС.

V.                   Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.            Упр. 130 - устное выполнение.

2.            Упр. 131 -т самостоятельное выполнение после предвари
тельного обсуждения, работа со словарями.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово исследование, подчеркните орфограмму.

Составьте предложение с этим словом.

VI.                 Подведение итогов урока

Какие слова называются неологизмами?

Что общего между неологизмами и заимствованными сло­вами? В чём разница между ними?

Заимствованных слов и неологизмов когда-то не было в язы­ке. Заимствованные слова определяются по происхождению, а неологизмы — по времени употребления. Заимствованные сло­ва могут быть неологизмами, но неологизмы могут возникнуть и на русской почве, например при помощи расширения значения слова. К примеру, так возникло существительное спутник в зна­чении «космический аппарат».

Какова причина появления неологизмов в языке?

Какие словари помогают понять значение неологизмов?

Домашнее задание

Учебник: § 26, упр. 132.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar