Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 36. Словари
06.09.2016, 12:12

Урок 36. Словари

Цели: развивать умение работать с разными типами лексиче­ских словарей, навыки публичных выступлений; прививать ин­терес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: умения пользоваться разными ти­нами лексических словарей, готовить сообщения по заданной теме, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 135 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический, морфемный и морфологический разбор на доске.

2. Сообщения о значении историзмов.

III.           Самоопределение к деятельности

Что помогает нам узнавать разные сведения, подробно* i и о словах разных лексических групп? (Словари.)

Какие лексические словари вам известны, какими из ниц вы пользуетесь?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать больше о разных лексических словарях, научите* ч пользоваться ими.)

IV.           Работа по теме урока

1. Слово учителя

Словари — настольные книги каждого образованного чело­века. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое мно жество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться понимать их особенности. Прежде всего, словари бы вают лингвистическими и нелингвистическими — энциклопедп ческими. Первые характеризуют с разных сторон слова, вторые -предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас интересуют словари лингвистические. Они бывают одно язычные и многоязычные, орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов, омонимов) и т. д.

Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Пе­тра I.

В Советском Союзе, а затем и в России выпускалось и вы­пускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой (1981); «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова (1985); «Школьный сло­варь иностранных слов» под ред. В.В. Иванова (1983); «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б.Т. Панова и А.В. Теку-чёва(1985).

В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные словари, которые разме­щаются на серверах компьютерных сетей или распространяются на компакт-дисках. Сейчас есть прекрасные возможности сво­бодно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.).

2. Сообщения учащихся о словарях Примерный план характеристики словаря I. Краткие библиографические сведения. .'. Цели и задачи словаря. (. Как построен словарь.

4. Структура словарной статьи (как определяются понятия, киков иллюстративный материал, какие пометы используются И Г. д.); примеры.

V.            Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 137 - выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние вопроса.

Упр. 138 - самостоятельное выполнение с последующей Проверкой.

VI.           Подведение итогов урока

Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?

С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке?

Для чего нужны словари?

С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со слова­рями?

Домашнее задание

: 1. Учебник: повторить § 20-28, подготовиться к семинару (см. опережающие задания), упр. 139. 2. Рабочая тетрадь: разобраться в схеме «Словарный состав языка» (с. 11).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar