Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов
06.09.2016, 12:04

Урок 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов

Цели: повторить понятия морфема, орфограмма, опознава­тельные признаки орфограмм; закреплять навыки обнаружения орфограмм, фонетического и морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание порядка морфемного разбо­ра слов; умения выделять морфемы в словах, обнаруживать и объ­яснять орфограммы в разных морфемах, выразительно читать, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследова­тельской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 15 - чтение отрывков стихотворений, подобранных учащимися2.                Упр. 19 — выразительное чтение стихотворения, фронтальная проверка, фонетический разбор на доске.

Комментарии

Слова с безударным е в корнях: (на) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветров.

Слово с оглушением звонкого согласного на конце: ветров. Фонетический разбор слов: [з'имл'э], [ч'ирн'эй'ут].

Упр. 21 - чтение слов группами с объяснением.

Задание 5 из рабочей тетради — взаимопроверка.

ill. Самоопределение к деятельности

Как называются части слова?

Какое общее название имеют части слова?

Что такое орфограмма?

Как обнаруживать орфограммы в словах?

В каких морфемах могут встречаться орфограммы?

Почему важно при выборе орфограммы определять часть речи? (Часто написание, как и смысл, зависит от принад­лежности слова к той или иной части речи.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфемике, потренироваться в морфемном разборе слов, в распознавании орфограмм в разных частях слова.)

IV. Работа по теме урока

1.             Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 16).) Дополнительные вопросы

Как отличить форму слова от однокоренного слова?

Как вы понимаете слова: «Орфограммы являются точками применения правил»?

Найдите такие «точки» в словах упр. 19 (кроме тех, кото­рые выписали дома). (Дач, в поле, погоду, стаями, осенней, светлой, лёгкий, роща, дорожа, листьями, чёрных, ропщет, слушает, дрожа, разгул, (на) перепутьях.)

В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил?

2.             Морфемный разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 16). Морфем­ный разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 - осенней, вари­ант 2 — (на) перепутьях.)

3.             Работа по учебнику

1. Упр. 23 — устное выполнение.

2.             Упр. 24 - самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

3.             Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске
и в тетрадях.

проверкой.

3.             Упр. 29 - комментированное заполнение таблицы на доске
и в тетрадях.

 

 

Мор-

Буква

фема

ё

о

е

и

Ко-

шёрстка, щёл-

шов, крыжов-

 

цилиндр,

рень

кать, шёлковый,

ник, шорох

 

акация, цирк,

жёлудь, щёлка,

 

 

цифра, де-

 

чётный, жёсткий,

 

 

монстрация,

 

пчёлка, шёпот,

 

 

циклон, цит-

 

щётка, жёлтый,

 

 

русовый

 

чёрный, чёрточка

 

 

 

Окон-

стережёт

в чужом краю,

на свежем

 

чание

 

врачом, от-

воздухе,

 

 

 

цом, свечой,

товари-

 

 

 

в большом

щем, по-

 

 

 

здании

лотенцем

 

4. Упр. 27, 28 - выразительное чтение текстов, обсуждение, выполнение письменных заданий по выбору или по вариантам. Комментарии

Основная мысль текста «Мещёра» заключена в словах «Лю­бовь к родной земле не забудется».

Варианты заглавия текста И. Бунина: «Осеннее утро», «Хо­лодное солнце осени».

Дополнительный вопрос

- С помощью каких приёмов И. Бунин рисует картину при­роды? (Примерный ответ. Писатель передаёт свежесть и ти­шину утра с помощью повторов, однокоренных слов и слов, близких по смыслу: светло, солнце, блестело, ослепительно, белый, холодный (в сочетании с окружающими словами это слово подчёркивает свежесть утра), в солнечных лучах, в сол­нечном блеске, сверкали, светло-золотые, пригретые солнцем; тихо, тишину.)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 25 - выразительное чтение стихотворения, письменное выполнение задания на доске и в тетрадях.) Комментарии

Изменяемые слова, основа которых состоит из: а) корня - станции, (к) северу, вьюгой, золотые, (в) голу­бых сугробах, (под) луною, (в) окне, земля, (за) спиной, (на) пути, (в) большие города;

б)            корня и суффикса — маленькие, полевые, лесные, (с) тополиной;

в)            приставки, корня и суффикса - промелькнут, покажется.

2.             Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 2—4 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующей проверкой.)

3.             Лингвистическая задача

-              Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

Переправа, переводчик, перина, периодический. {Переводчик. Окон­чание нулевое.)

VI. Подведение итогов урока

Какие орфограммы в корнях слов вы знаете?

Назовите известные вам орфограммы в приставках.

-              Почему важно изучать морфемику?

Домашнее задание

Учебник: § 4, 5, упр. 26, 30 (подготовиться к диктанту).

Подготовиться к тестовой работе по темам «Фонетика», «Морфемика».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar