Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 69. Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум)
06.09.2016, 12:21

Урок 69. Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум)

Цели: закреплять умение выполнять морфемный и словооб-(III ювательный разбор слова; показать отличия этих двух видов

Планируемые результаты: владение навыками морфемно-||| и словообразовательного разбора слова; умение объяснять тымжые явления; развитие мотивации к аналитической дея-

Ход урока

• Организационный момент

Н Диализ сочинений

Щ Актуализация знаний

('делайте фонетический разбор слов МЧС, А ТС, медсестра. Укажите значение слов.

Комментарии

МЧС (Министерство Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий) — 3 слога.

М - [эм]

Ч - [ч'э]

С - [6с]  

3 буквы, 6 звуков.

А ТС (автоматическая телефонная станция) - 3 слога. А-[а] Т - [тэ]

С - [5с]  

3 буквы, 5 звуков.

 

 

м —

[м'1

- согл., мягк., звонк.

е —

т-

гласи., удар.

д-

[т]-

согл., твёрд., глух.

с —

[С]-

- согл., мягк., глух.

е —

[и]-

-гласи., безудар.

с —

[с]-

согл., твёрд., глух.

т —

[т]-

согл., твёрд., глух.

Р-

[р]-

-согл.,твёрд., звонк.

а -

и-

-гласи., удар.

9 букв, 9 звуков.

Как часто бывает в сложных словах, ударение в слове медсе стра двойное: основное падает на последний гласный звук, до­полнительное — на первый

IV. Работа по теме урока

1.             Беседа

Расскажите о порядке морфемного разбора.

Расскажите о порядке словообразовательного разбора.

Какой из этих разборов вам кажется более сложным? Почему

Чем отличается словообразовательный разбор от разбор слова по составу?

2.         Работа по учебнику

laiiiu-M

1. Упр. 226 — коллективное выполнение с комментиров; Комментарии

Слова с суффиксами: свежесть, вестник, кузнец, картофс

огурчик, мечтатель.

Слова без суффиксов: доблесть, добро, мечта, малина.

Это морфемный разбор слов.

2.             Упр. 227 — коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии

Это словообразовательный разбор слов.

Краса —» красивый —> красавец —> раскрасавец.

Готовый -» готовность —> сверхготовность.

Человек —> человечный -> бесчеловечный.

Наука —> научный —> ненаучный.

Скука —> скучный —> прескучный.

Лёд —» ледник —> ледниковый —> доледниковый.

3.             Упр. 228 — коллективное заполнение таблицы.

Словообразовательный разбор слова

облачность <— рблачцый <— рблакр подгруппа <— .групца с^шчасть <— сан,итарная часть, неурожай <— урожай, наушник <— ухо правдивый <— правда .заметить

предгрозовой • паровоз <- дай, возить н^здапивцой <- ,нефть„ .наливкой

3. Занимательная лингвистика

Мы без труда определим, как называть жителей нашего родно-> города. Но не всегда легко назвать жителей некоторых городов |Шей страны.

- Как мы назовём тех, кто живёт в Воронеже (воронежцы (воронежец, воронежка)), Смоленске (смоляне (смолянин, смолянка)), Архангельске (архангелъцы и архангелогородцы), Орле (орловцы), Туле (туляки), Курске (куряне (курянин, ку-рянка)), Тамбове (тамбовцы), Владивостоке (владивосток-цы), Костроме (костромичи), Братске (братчане), Ростове (ростовцы и ростовчане), Мурманске (мурманцы имурман-чане)!

Подведение итогов урока

Какие словари могут помочь при словообразовательном разборе?

Домашнее задание

Учебник: контрольные вопросы и задания (с. 126), упр. 230

(подготовиться к диктанту), 232.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar