Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 6. Части речи. Морфологический разбор слова
06.09.2016, 12:04

Урок 6. Части речи. Морфологический разбор слова

Цели: повторить изученное о частях речи; закреплять умения определять части речи, различать однокоренные слова и формы слова; развивать навыки морфемного и морфологического раз­бора.

Планируемые результаты: знание порядка морфологического разбора слов; умения различать части речи по их морфологиче­ским признакам, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III.           Проверка домашнего задания

(Задание 9 из рабочей тетради — взаимопроверка.)

IV.           Актуализация знаний

—            Прочитайте слова.

Терпение, потерпеть, терпеливый, нетерпеливо.

Рассвет, светлый, высветить, светло.

Что объединяет данные группы слов? (Общие корни.) Подберите однокоренные слова к данным словам. (Терпи­мо, терпимость, невтерпёж; отсвет, светило, рассветать, посветить, просвет, просвещение, светильник, освещение, светлячок, светофор, свечение, свеча и т. д.)

Являются ли однокоренными с первой группой слов слова терпуг, терпкий! Обоснуйте своё мнение. При необходи­мости обратитесь к толковому словарю. (Нет, потому что у данных слов другое значение: терпуг — морская панцирная рыба; терпкий — имеющий вяжущий вкус.)

Являются ли однокоренными со второй группой слов слова священный, посвятить! Обоснуйте своё мнение.

(Примерный ответ. Нет, потому что у данных слов другое значение. Священный — обладающий святостью; глубо­ко чтимый; нерушимый в силу своей важности. Посвя­тить — осведомить о чём-то тайном; предназначить для какой-либо деятельности; предназначить кому-либо своё произведение, деятельность как дань своего уважения, почитания.)

—            Являются ли однокоренными с глаголом посвятить сло­ва посвящу, посвятишь, посвятят! (Нет, это формы одного и того же слова.)

V.            Самоопределение к деятельности

Посмотрите на группы слов ещё раз. Чем отличаются слова каждой группы? (Они принадлежат к разным частям речи.)

Назовите части речи.

Как вы определяете, к какой части речи принадлежит то или иное слово?

Почему нужно уметь определять, какой частью речи явля­ется то или иное слово?

Какая наука занимается изучением частей речи? (Морфо­логия.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по морфоло­гии, потренироваться в определении частей речи, в морфо­логическом разборе слов, в правописании слов разных частей речи.)

VI.           Работа по теме урока

1.     Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений» (с. 19).)

2.             Морфологический разбор слов

—            Верно ли, что начальной формой слов просветом, светлой и светит является слово свет? (Нет. Существительное свет — однокоренное с данными словами. У существитель­ного просветом начальная форма просвет, у прилагательного светлой начальная форма светлый, у глагола светит началь­ная форма светить.)

—            Рассмотрите порядок морфологического разбора существи­тельного, прилагательного и глагола на с. 19, 20 и разберите слова просветом, светлой и светит.

3.             Составление таблицы «Части речи»

(Учитель составляет таблицу на доске, учащиеся - в тетрадях.)

VII.         Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 32 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения, морфологический разбор на доске и в тетрадях.

Упр. 31 — выразительное чтение текста, обсуждение, работа с толковым словарём учебника (мшара), самостоятельное выполение письменных заданий с последующей проверкой. Комментарии

Варианты заглавия текста: «Как догорает день», «Волшебная ючь в лесу».

Тип речи — описание, стиль текста — художественный. 2. Лингвистическая игра

—            Найдите в каждом ряду лишнее слово или выражение (на слух). Объясните свой выбор.

1)            Поседела от старости, седая борода, посидел с удочкой, серебряная
седина. (Посидел с удочкой — слова с омофоничными (одинаково звучащими)
корнями.)

2)        Снегопад, снежинка, подснежник, снегоуборочный. (Снегоуборочый — единственное прилагательное среди существительных.)

3)                    Синева, синеть, синька, просинь. (Синеть — единственный глагол
среди существительных.)

(Могут быть предложены и другие варианты ответов, главное, чтобы они были обоснованными. Так, во втором ряду лишним можно считать существительное подснежник — единственное сло­во с приставкой, в третьем ряду на том же основании лишним оказывается существительное просинь.)

VIII.        Подведение итогов урока

—            Как определить, какой частью речи является то или иное слово? (Надо учесть его значение, понять, как изменяется слово, определить его синтаксическую роль в предложении.)

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 6, упр. 33.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar