Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 78. Разносклоняемые имена существительные
06.09.2016, 12:22

Урок 78. Разносклоняемые имена существительные

Цели: познакомить с особенностями разносклоняемых суще-ffHmcjti.Hbix: развивать орфографические навыки. t Планируемые результаты: знание особенностей разноскло-В|Мых существительных; умения правильно употреблять разно-■роннсмыс существительные в речи, объяснять языковые явле-ШЛ\ рм житие мотивации к аналитической деятельности Ход урока

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III.           Самоопределение к деятельности

Нам известны три склонения имён существительных. Они отражают такую закономерность: все существительные каждого склонения изменяются по падежам одинаково, _'. е. имеют одинаковые окончания. Какие?

Вы уже знаете особенности склонения существительных на -ии, -ие, -ия. Вспомним их.

Попробуйте просклонять существительные время, знамя, имя.

Что вы заметили? (Эти существительные склоняются по-особенному: в родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончания существительных 3-го скло нения, а в творительном падеже — существительных 2-склонения.)

 

Чем похожи эти существительные? (Они оканчиваются на -мя.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке'' (Узнать об особенностях склонения существительных, ~ чивающихся на -мя.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

В русском языке есть одиннадцать существительных, которые склоняются (изменяются по падежам) особенным образом. )т десять существительных среднего рода на -мя: бремя, время, выми, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя мужского рода путь.

Как вы правильно заметили эти имена существительпьИ

в родительном, дательном и предложном падежах имеют окон чание и, как существительные 3-го склонения, а в творительмоЦ падеже - окончание -ем (-ём), как существительные 2-го ск их нения. В родительном, дательном, творительном, предложном п дежах единственного числа и во всех падежах множествен HI числа у существительных на -мя появляется суффикс -ен- ( ен имени — именем — имён — именам — именами — (в) именах Слова семя и стремя в родительном падеже множестве мм., числа имеют суффикс -ян- (а не -ен-): семян, стремян. Кстати форму и запоминать не надо, так как суффикс ударный вряд ли возможна.

2.         Работа по учебнику

(Чтение правила и теоретического материала, обсуждение во­проса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 136).)

3.         Предупреждение речевых ошибок

—        Попробуйте образовать множественное число от существи­тельных бремя, вымя, пламя, темя.

Вы никогда не слышали такие формы? Дело в том, что эти слова имеют форму только единственного числа. Крайне редко можно встретить форму множественного числа существительного вымя — вымена.

—        Довольно часто можно услышать вопрос: «Сколько время?» Как вы думаете, правильно ли употреблено в вопросе суще­ствительное время? (Нет, это речевая ошибка.)

—        Как правильно задать вопрос? (Сколько времени?Который час?) V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 254 — комментированное заполнение таблицы.

Упр. 255 — самостоятельное выполнение.

Упр. 256 — устное выполнение.

Упр. 257 — самостоятельное выполнение.

2.         Объяснительный диктант

1) «Сказку о потерянном времени» написал Евгений Шварц. 2) По-|ушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду и племени. (А.С. Пуш­кин) 3) От худого семени не жди хорошего племени. (Пословица) 4) Ответ-втиенность за судьбы других людей лежала тяжким бременем на плечах Командира. 5) Именем Тарабарского короля — арестуйте вора и негодяя! 1^.11. Толстой) 6) В ноябрьской темени тускло светили фонари.

3.         Словарная работа

—        Запишите в орфографический словарик слово вестибюль, подчеркните орфограммы.

Выясните его значение по толковому словарю. I   - Составьте предложение с этим словом.

Подведение итогов урока

Какие существительные называются разносклоняемыми? Почему они так называются?

 домашнее задание Выполнить работу над ошибками. 2. Учебник: § 45, упр. 258 (подготовиться к диктанту). •V Придумать стихотворение или небольшой рассказ, куда во­шли бы все одиннадцать разносклоняемых существительных.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar