Главная» 6 класс » Русский язык |
06.09.2016, 12:23 | |
Урок 83. Род несклоняемых имён существительных Цели- познакомить с грамматическими особенностями несклоняемых существительных; учить определять род несклоняемых существительных; развивать навыки грамотной речи. ПланирУеМые результаты: умения определять род несклоняемых существительных, правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока I. Организационный момент И проверка домашнего задания си (Упр- 270 - чтение по цепочке. Следует обратить внима! учащихся на то, что фамилия белорусского поэта склоняет стихи ЯнкиКупалы.) Ill СамоопРеделение к деятельности _ Доставьте имена собственные в нужную форму. Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак); в пьесах (Евгений Шварм), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве; о (Юлий Ким) и его песни сказкафранцузской писательницы (Жорж Санд); рассказы (Луиджи Ни делд0); повести (Джанни Родари); роли (Алиса Фрейндлих), но ни в исполнении (София Ротару), группа (Пётр Налич). _ к какому роду относятся несклоняемые имена собс и» и ные, встретившиеся в диктанте? Как вы определили'.' КоМментарии ОпреДелить' какие имена собственные относятся к мужсм>м| роду а какие — к женскому, довольно просто. Сомнение мни вызвать лишь мужской псевдоним французской писательниц! Авроры Дюдеван (Жорж Санд — мужское имя, но его носил.i 11 И щина,а значит, оно остаётся неизменным во всех падежах). II 1411 „ Как определяется род сложносокращённых слов, абб| тур? Приведите примеры. (Породу основного слова, в словосочетании: АЭС — атомная электрическая станция — женский род, МХА Т — Московский художественный академический театр — мужской род.) Бывают и исключения, например вуз. Основное слово среднего рода: высшее учебное заведение, но слово вуз давно относится к мужскому роду, так как утратило связь с исходными словами и даже пишется строчными буквами. А как определить род существительных эскимо, жюри, пони? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять род несклоняемых имён существительных.) IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя Эти существительные иноязычного происхождения. Определить их род можно, зная, одушевлённые они или нет. Неодушевлённые чаще всего относятся к среднему роду (эскимо, жюри), а рдушевлённые — к мужскому роду (цирковой пони). Несклоняемые существительные относятся главным образом к среднему роду: кимоно, кино, бра, какао. Интересно, что названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже несклоняемые существительные среднего рода: верхнее ля. В ряде случаев родовая принадлежность связана с грамматическим родом, обозначающим видовое понятие. К мужскому роду относятся слова евро (так как большинство названий денежных единиц мужского рода, ср.: доллар, рубль, фунт, франк, тугрик), Пенальти (влияние русского синонима одиннадцатиметровый Штрафной удар), бри, сулугуни (влияние родового понятия сыр), сирокко (влияние слова ветер). К женскому роду относятсяслова 0«еню (ср.: улица), кольраби (капуста), салями (колбаса), к среднему — буше, рагу, суши (влияние родового понятия блюдо). Дву-роловыми являются слова визави, протеже, инкогнито. Их согласование предопределяется полом лица, о котором идёт речь: $мушка — моя визави, пришёл ваш протеже (мужчина). А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по видовому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по видовому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего. 2. Работа по учебнику (Чтение теоретического материала (с. 143, 144).) Шокрепление изученного материала ■ 1. работа по учебнику Упр. 272 - коллективное выполнение с комментированием. Упр. 274 - самостоятельное выполнение, работа с географической картой. Упр. 275 - коллективное выполнение с комментированием. 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 54 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.) 3. Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 143. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Запомните, как они произносятся. Составьте предложения с этими словами. VI. Подведение итогов урока Как определить род несклоняемых существительных иноязычного происхождения? Как определить род несклоняемых собственных имён существительных - географических названий? Каковы особенности определения рода у сложносокращённых слов, образованных из начальных букв? Домашнее задание Учебник: § 48, упр. 273, 276. Принести географический атлас. | |
Просмотров: | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|