Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Урок 83. Род несклоняемых имён существительных
06.09.2016, 12:23

Урок 83. Род несклоняемых имён существительных

Цели- познакомить с грамматическими особенностями не­склоняемых существительных; учить определять род несклоняе­мых существительных; развивать навыки грамотной речи.

ПланирУеМые результаты: умения определять род нескло­няемых существительных, правильно произносить несклоняе­мые существительные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент И проверка домашнего задания

си

(Упр- 270 - чтение по цепочке. Следует обратить внима! учащихся на то, что фамилия белорусского поэта склоняет стихи ЯнкиКупалы.)

Ill СамоопРеделение к деятельности

_ Доставьте имена собственные в нужную форму. Стихи (Агния Барто, Самуил Маршак); в пьесах (Евгений Шварм), передача о (Юрий Коваль) и его творчестве; о (Юлий Ким) и его песни сказкафранцузской писательницы (Жорж Санд); рассказы (Луиджи Ни делд0); повести (Джанни Родари); роли (Алиса Фрейндлих), но ни в исполнении (София Ротару), группа (Пётр Налич).

_ к какому роду относятся несклоняемые имена собс и» и

ные, встретившиеся в диктанте? Как вы определили'.' КоМментарии

ОпреДелить' какие имена собственные относятся к мужсм>м| роду а какие — к женскому, довольно просто. Сомнение мни вызвать лишь мужской псевдоним французской писательниц! Авроры Дюдеван (Жорж Санд — мужское имя, но его носил.i 11 И щина,а значит, оно остаётся неизменным во всех падежах).

II 1411

„ Как определяется род сложносокращённых слов, абб| тур? Приведите примеры. (Породу основного слова,

в словосочетании: АЭС — атомная электрическая станция — женский род, МХА Т — Московский художественный акаде­мический театр — мужской род.) Бывают и исключения, например вуз. Основное слово средне­го рода: высшее учебное заведение, но слово вуз давно относится к мужскому роду, так как утратило связь с исходными словами и даже пишется строчными буквами.

А как определить род существительных эскимо, жюри, пони? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (На­учиться определять род несклоняемых имён существительных.)

IV. Работа по теме урока

1.         Слово учителя

Эти существительные иноязычного происхождения. Опреде­лить их род можно, зная, одушевлённые они или нет. Неодушев­лённые чаще всего относятся к среднему роду (эскимо, жюри), а рдушевлённые — к мужскому роду (цирковой пони).

Несклоняемые существительные относятся главным образом к среднему роду: кимоно, кино, бра, какао. Интересно, что назва­ния нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже несклоняемые существи­тельные среднего рода: верхнее ля.

В ряде случаев родовая принадлежность связана с граммати­ческим родом, обозначающим видовое понятие. К мужскому роду относятся слова евро (так как большинство названий денежных единиц мужского рода, ср.: доллар, рубль, фунт, франк, тугрик), Пенальти (влияние русского синонима одиннадцатиметровый Штрафной удар), бри, сулугуни (влияние родового понятия сыр), сирокко (влияние слова ветер). К женскому роду относятсяслова 0«еню (ср.: улица), кольраби (капуста), салями (колбаса), к сред­нему — буше, рагу, суши (влияние родового понятия блюдо). Дву-роловыми являются слова визави, протеже, инкогнито. Их со­гласование предопределяется полом лица, о котором идёт речь: $мушка — моя визави, пришёл ваш протеже (мужчина).

А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по ви­довому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего А как быть с географическими названиями — топонимами? Вид топонимов (географических названий) определяется по ви­довому понятию: Баку, Хельсинки (город) — мужского рода; Мис-типи. Ингури (река) - женского, Эри (озеро) — среднего.

2.         Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 143, 144).)

Шокрепление изученного материала ■ 1. работа по учебнику

 Упр. 272 - коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 274 - самостоятельное выполнение, работа с геогра­фической картой.

Упр. 275 - коллективное выполнение с комментированием.

2.         Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 54 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.)

3.         Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 143.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте предложения с этими словами.

VI. Подведение итогов урока

Как определить род несклоняемых существительных ино­язычного происхождения?

Как определить род несклоняемых собственных имён су­ществительных - географических названий?

Каковы особенности определения рода у сложносокращён­ных слов, образованных из начальных букв?

Домашнее задание

Учебник: § 48, упр. 273, 276.

Принести географический атлас. 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar