Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 114, 115. Не с прилагательными
06.09.2016, 12:28

Уроки 114, 115. Не с прилагательными

Цели: повторить правила правописания не с глаголами и суще­ствительными; познакомить с условиями слитного и раздельного написания не с прилагательными; развивать навыки самостоя­тельной работы; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание правил правописания не с глаголами, существительными, прилагательными; понимание связи морфологии и орфографии; умения применять изученные правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к са­мостоятельной деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III.       Проверка домашнего задания

(Упр. 354 - устный и письменный морфологический разбор I [ рилагател ьных.) Комментарии

Прилагательные из второго и третьего абзацев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»: милые, золотая, высоких, тёмные, светлые, крупные, золотые, частые, чистенький, моложе, коротенький, плотный, лобастый, широкий, упрямый, сильный.

IV.       Актуализация знаний

Объяснительный диктант

Недоверие, не опоздаем, не любишь неправду, незабудка, негодо­вать, невежество; не друг, а неприятель; не тороплюсь.

V.        Самоопределение к деятельности

Образуйте от существительных, которые вы только что записали, полные и краткие прилагательные там, где это возможно. (Недоверие — недоверчивый — недоверчив, неправ­да — неправдивый — неправдив, невежество — невежествен­ный — невежествен, неприятель — неприятельский.)

Как пишется не с этими прилагательными? Почему? (Как и в случае с существительными, не с прилагательными пи­шется слитно, если слово не употребляется без не (невеже­ственный) или может быть заменено синонимом без не (не­доверчивый — подозрительный, неправдивый — лживый, неприятельский — вражеский).)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями слитного и раздельного написа­ния не с прилагательными.)

VI.       Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 25).

Чтение правила, образца рассуждения (с. 25, 26), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

-           Какие новые сведения о правописании не с полными и краткими прилагательными вы узнали?

Заметим, что это правило касается только полных и кратких качественных прилагательных. С относительными и притяжатель­ными прилагательными не пишется раздельно, является отрица­тельной частицей: не деревянный стул, не заячий след.

3.         Упр. 355 — комментированное письмо.

VII.      Закрепление изученного материала

1.         Работа по учебнику

(Упр. 356 — самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.)

2.         Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 69 - самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.)

VIII.    Подведение итогов урока

-           В каких случаях не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно?

Как пишется не с относительными и притяжательными прилагательными?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 62, упр. 357.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Связный рассказ о правописании не с прилагательными.

Упр. 357 — проверка по цепочке.

III.       Актуализация знаний

-           Запишите отрывок из стихотворения Н. Добронравова, объясните орфограммы в словах. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный разбор прилагательных с не, морфологический разбор одного из прилагательных.

Оглянись, незнакомый прохожий, Мне твой взгляд неподкупный знаком...

Комментарии

Морфемный разбор прилагательных:незнакомый, неподкупный

IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику

Упр. 358 - коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 359 — самостоятельное выполнение письменных зада­ний с последующей проверкой и обсуждением вопросов.

Упр. 360 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

2. Занимательная лингвистика

Попробуем представить, что будет, если частица (приставка) не исчезнет. Вот как об этом написал один остроумный человек.

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с лоумснием: Что за лепос положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.

С. Бондаренко

—        Попробуйте восстановить не в каждом из урезанных суще­ствительных и прилагательных.

Кстати, в древности некоторые из этих смешных слов сущест­вовали, были В ходу. Например, слово вежа. Об известном герое былин можно сказать: Добрыня Никитич был вежей, т. е. чело­веком образованным.

V. Подведение итогов урока

—        Что общего в правописании не с существительными и при­лагательными?

Домашнее задание

Учебник: § 62, упр. 361 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 70.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar