Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 122, 123. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
06.09.2016, 12:31

Уроки 122, 123. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Цели: познакомить с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных; развивать навыки морфемного разбора слов, выразительного чтения, работы с текстом.

Планируемые результаты: знание условий дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных; владение навыками выразительного чтения, морфемного разбор;! слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1.         Связный рассказ о различении суффиксов прилагательных -к- и -ск-, о написании мягкого знака перед суффиксом -скв прилагательных.

2.         Упр. 378 - подготовленный диктант.

III.       Актуализация знаний

Объяснительный диктант

Тунгусский метеорит, январский мороз, рыбацкая лодка, резкий от­каз, французский язык, сентябрьский листопад, дерзкий взгляд, одесский юмор, молодецкая удаль, Казанский вокзал.

IV.       Самоопределение к деятельности

На предыдущем уроке в тексте диктанта встретились слова, которые мы написали через дефис, - это прилагательные длин­ный-длинный (речь шла о носе Буратино) и день-деньской.

А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-бы­стрый, долгий-долгий, тихий-тихий и т. п.? А древнерусский? А чернобровый?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных.)

V.        Работа по теме урока

1. Вывод правила

Прилагательные с повторяющимися основами пишутся через дефис.

Вспомним, что дефис (короткая чёрточка между частями слова) — это орфографический знак, а тире (длинная чёрточка между словами в предложении) — знак синтаксический, пунк­туационный.

Как мы назовём цвет российского флага? (Бело-сине-красный.)

А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный? (Тёмно-красный.)

Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? (Кисло-сладкий.)

Как вы напишете прилагательные тёмно-красный, кисло-сладкий? (Через дефис.)

Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса, пи­шутся через дефис.

Как вы напишете промежуточные стороны света: юго-запад, северо-восток и т. д.? (Черездефис.)

Как вы напишете географические названия — сложные су­ществительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань! (Через дефис.)

А как вы напишете прилагательные, образованные от этих существительных? (Тоже через дефис.)

Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, также пишутся через дефис.

—        Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей. Приведите примеры. (Через дефис: англо-русский, русско-английский.)

Такие прилагательные состоят из двух равноправных частей, обозначающих однородные признаки, между ними можно по­ставить союз и: английский и русский словарь, шахматный и ша­шечный турнир..

Через дефис пишутся также некоторые прилагательные, обо­значающие неоднородные признаки: военно-воздушный (военный воздушный флот), научно-популярный (научный популярный жур­нал). Первое прилагательное прикрепляется к сочетанию второго прилагательного с существительным: воздушный флот, популярный журнал.

—        Какие же сложные прилагательные пишутся слитно?

Слитно пишутся слова, образованные от словосочетания при­лагательного с существительным: широкоформатный - широкий формат.

—        Образуйте сложные прилагательные от словосочетаний. Древняя Русь, железная дорога, чёрные глаза.

2. Работа по учебнику

(Чтение правила (с. 35, 36).)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.         Упр. 379 — коллективное выполнение с комментированием.

2.         Упр. 380 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

3.         Упр. 381 — комментированное письмо.
2. Словарно-орфоэпическая работа

—        Прочитайте вслух прилагательные, данные в рамке на с. 37.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они пишутся и произносятся.

Составьте словосочетания с этими прилагательными. VII. Подведение итогов урока

—        Как надо рассуждать, выбирая дефисное или слитное на­писание сложных прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 66, упр. 382.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 382 — проверка по цепочке.)

III.       Работа по теме урока

1.         Предупредительный диктант

Военно-морской флот, голубоглазый малыш, северо-восточный ветер, древнерусская летопись, горько-солёный вкус, русско-француз­ский словарь, в чёрной-чёрной комнате, двухметровый баскетболист, бледнолицый брат.

2.         Выполнение задания в рабочей тетради

—        Рассмотрите таблицу на с. 45-46. Дополните её своими примерами.

3.         Работа по учебнику

1.         Упр. 383 — коллективное выполнение с комментированием.

2.         Упр. 384 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Переводные словари», «Словари-переводчики».

3.         Упр. 385 — выразительное чтение текстов, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.

4.         Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 38. Запишите их в составе словосочетаний в орфоэпический словарик: средство от моли, средствами связи, переводная литература, переводный балл.

Запомните, как произносятся эти слова.

IV.       Подведение итогов урока

—        Расскажите о дефисном и слитном написании сложных прилагательных.

Домашнее задание

1. Учебник: повторить § 64-66, упр. 386 (подготовиться к сло­варному диктанту).

2. Подготовиться к тестовой работе по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное напи­сание сложных прилагательных».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar