Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 181-183. Повелительное наклонение
06.09.2016, 12:42

Уроки 181-183. Повелительное наклонение

Цели: познакомить с грамматическими особенностями и спо­собами выражения повелительного наклонения; развивать орфо­графические навыки.

Планируемые результаты: знание грамматических особенно­стей изъявительного, условного и повелительного наклонения гла­голов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языко-liiiic явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 546 — обсуждение вопросов и заданий, чтение и анализ Мини-сочинений.) Комментарии

Основная мысль текста: для достижения успеха в жизни не-ООходимо удивляться.

III.       Самоопределение к деятельности

—        Прочитайте текст.

На уроке слушайте внимательно! Не отвлекайтесь! Не перебивайте учителя! Не мешайте одноклассникам! Задания выполняйте точно и ак­куратно!

В чём особенность этого текста? (Все предложения выража­ют побуждение к действию.)

Что вы можете сказать о глаголах в этих предложениях? (Глаголыупотреблены в повелительном наклонении.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с грамматическими особенностями повели­тельного наклонения глагола, научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи.)

IV.       Работа по теме урока

1.         Слово учителя

По названию «повелительное наклонение» понятно, что гла­гол в этом наклонении повелевает. Но повелевать можно по-раз­ному. Например, надпись «Не влезай! Убьёт!» на знаке электро­безопасности — требование. «Помоги, пожалуйста!» — вежливая просьба. Мы просим или требуем в зависимости от ситуации об­щения, обстановки, целей высказывания.

2.         Работа по учебнику

1.         Обсуждение вопроса и заданий рубрики «Материалы для
самостоятельных наблюдений», работа с таблицей (с. 121).

(Необходимо пояснить значение некоторых необычных грам­матических форм. «Пчелу-работницу напой» значит «напои», это устаревшая форма повелительного наклонения глагола напоить. «Оставь про резвых мотыльков» значит «для резвых мотыльков». Эта устаревшая форма предлога про вместо предлога для сохрани лась в некоторых говорах и простонародной речи.)

2.         Чтение теоретического материала и правила (с. 123, 124),
беседа по прочитанному, комментарии учителя.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, к которым говорящий побуждает кого-либо - приказывает, про сит, советует выполнить.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме 2-го лица. Они образуются от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса -и или без суффикса: включу включи, научу — научи, пою — пои.

Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам и не изменяются по временам и по родам.

Форма единственного числа имеет нулевое окончание. Форма множественного числа образуется от формы единственного чис­ла при помощи окончания -те: включите, научите, пойте. Если обращаются к одному лицу, то формы на -те означают вежливое обращение.

При выражении просьбы употребляются вводные слова: по­жалуйста, будьте добры, будьте любезны. Эти слова употребляют­ся только с глаголами повелительного наклонения.

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраня­ется перед суффиксом -ся (-сь) и окончанием -те: отправься, по­ставьте, отрежьте.

3. Упр. 548 — выразительное чтение стихотворения, коллек­тивное выполнение заданий на доске и в тетрадях.

V.        Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1.         Упр. 549 — выразительное чтение текста, коллективное выполнение с комментированием.

Комментарии

Самый важный призыв в тексте: «Украшай землю и жизнь!»

2.         Упр. 550 — выразительное чтение стихотворения, самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Поясним некоторые слова и формы слов: раззудиться — вы­жать охоту к чему-либо, раззадориться; пахнуть (не путать с омо-I рмфом пахнуть) — обдать струёй воздуха, тепла, запаха или по­веять; подкошенная — форма с ударением, которого требует ритм ешхотворения (правильно: подкошенная); «Поклонись, цветы, / Головой земле!» — форма глагола в повелительном наклонении, единственное число в значении множественного.

Переходные глаголы: освежи, взволнуй.

3.         Упр. 551 - самостоятельное выполнение с последующей
Проверкой.

4.         Упр. 552 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

VI.       Подведение итогов урока

Какие действия обозначают глаголы в повелительном на­клонении?

В какой форме употребляются глаголы в повелительном наклонении?

Домашнее задание

Учебник: § 93 (с. 121-124), упр. 553 Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 553 — чтение по цепочке с комментированием поста­новки знаков препинания, морфологический и пунктуационный разбор на доске.)

Комментарии

Разноспрягаемый глагол — беги.

III.       Самоопределение к деятельности

Запишите тему урока. Когда запишете, положите ручки и послушайте внимательно.

Вы запомнили глаголы из предыдущих фраз? Какие труд­ности могут возникнуть при их написании? {Можно оши­биться в написании гласных после жиш.В первом и третьем случаях у нас нет сомнений: на звук [ы], который обозначен буквой и, падает ударение. А вот во втором слове соответ­ствующий звук безударный.)

Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? Чем отлича­ются глаголы запишите и запишете? (Глагол запишите пове лительного наклонения, а глагол запишете — изъявительного.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке'.' (Научиться правильно писать глаголы в изъявительном и по­велительном наклонении.)

IV.       Работа по теме урока

1. Слово учителя

Чтобы правильно написать глагол, надо определить его на­клонение, вспомнить, от основы каких форм глагола образуются данные формы, и определить спряжение.

Запишите, положите — глаголы повелительного наклонения, которые образованы при помощи суффикса -и- в данном случае от основы будущего времени. Глагол записать I спряжения, по ложить II спряжения. Как видим, спряжение не влияет на напи сание: в обоих случаях пишется суффикс -и-.

Запишете — глагол изъявительного наклонения в форме буду щего времени, множественного числа, 2-го лица. Мы уже выж нили, что это глагол I спряжения, а значит, в окончании пишется буква е: запишете, запишешь, запишем.

Проверим глагол положить в этой же форме: положите — гла гол II спряжения, а значит, в окончании пишется буква и: поло жите, положишь, положим. В данных двух случаях гласный окоп чания зависит от спряжения.

2. Работа по учебнику

Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 125).

Чтение теоретического материала (с. 125), беседа по про­читанному.

-           В каких случаях в глаголах пишется -ете, а в каких —ите! (Во 2-м лице во множественном числе -ите пишется в пове­лительном наклонении независимо от спряжения (-и— суф­фикс) и у глаголов II спряжения (-и- — часть окончания); -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов Iспряжения (-е— часть окончания).)

3.         Объяснительный диктант

1) Выберите слова, в которых есть мягкий знак. 2) Когда вымоете посуду, пойдёте гулять. 3) Укроете на зиму розы — они спокойно перези­муют. 4) Пожалуйста, выждите несколько минут, потом выключите свет.

V.        Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 555 — комментированное письмо.

Упр. 556 - самостоятельное выполнение.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 106 (третья колонка), 108 — самостоятельное выпол­нение.)

VI.       Подведение итогов урока

Как изменяются глаголы в повелительном наклонении?

От каких форм глагола образуется повелительное накло­нение?

Домашнее задание

Учебник: § 93, упр. 557.

Ход урока 3

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 557 — проверка по цепочке, морфемный и морфологи­ческий разбор на доске.) Комментарии

Глаголы в неопределённой форме: заниматься, переписать (Переходный).

III,       Актуализация знаний

Запишите предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания1) Когда постелете скатерть, разгладьте складки. 2) Вколите иголку в ткань, а затем выколите её с изнанки. 3) Вызволите птичку из клетки! 4) Если услышите звуки марша и выглянете в окно, увидите парад духо­вых оркестров.

IV.       Самоопределение к деятельности

—        Попробуем найти синтаксические синонимы одного из предложений, которое мы уже записали: Вызволите птичку из клетки/

Вызволим птичку из клетки!

Пусть птичка вылетит из клетки!

Как вы думаете, эти предложения синонимичны? (Это не абсолютные синонимы, но смысл примерно тот же.)

Как образованы формы повелительного наклонения в по­лучившихся предложениях?

Что мы будем изучать сегодня на уроке? Какие задачи по­ставим? (Познакомиться со способами выражения повели­тельного наклонения.)

V.        Работа по теме урока

1. Слово учителя

В первом предложении повелительное наклонение выражено формой 1-го лица множественного числа. Попробуем добавить частицу давай (давайте): «Давайте вызволим птичку из клетки!» Смысл и побудительная интонация сохранились.

Надо иметь в виду, что многое зависит от интонации и цели высказывания предложения. Если мы хотим сказать о своих на мерениях, то получится то же предложение, но глагол будет стоять в изъявительном наклонении, интонация станет повествователь ной, а ещё, скорее всего, понадобится и местоимение: Мы вызво лим птичку из клетки.

Во втором предложении повелительное наклонение выражс но формой 3-го лица единственного числа с помощью частицы пусть.

Попробуем использовать форму 3-го лица множественною числа: Пускай птички вылетят из клетки! Мы взяли в помомп. вариант частицы пусть — пускай.

Есть ещё один способ выражения повелительного наклоне ния через форму 3-го лица - с помощью частицы да. Этот споит применяется, когда хотят подчеркнуть значительность, торжп i венность высказывания.

Да будут помыслы чисты, а остальное всё приложится. (Б. Окудж<ш\ «Да будет так!» — промолвил волшебник.

Итак, мы увидели, что повелительное наклонение может 6u 11. выражено не только своей собственной формой, но и формами изъявительного наклонения: 3-го лица единственного и множест­венного числа (с помощью частиц пусть, пускай, да) и формой 1-го лица множественного числа (с помощью частицы давай (да­вайте) или без неё).

2. Работа по учебнику

(Упр. 558 - комментированное письмо.)

VI.       Закрепление изученного материала

1.         Работа по учебнику

(Упр. 559 - самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.)

2.         Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 109 - обсуждение вопроса и задания, составление предложений.)

3.         Практическое задание

-           Выпишите из текста песни глаголы в разных формах по­велительного наклонения. Укажите, как образованы эти формы.

(Текст записан на доске. Предварительно учащиеся прослу­шивают песню в записи.)

Давайте негромко, давайте вполголоса,

Давайте простимся светло.

Неделя-другая, и мы успокоимся.

Что было, то было, прошло.

Конечно, ужасно, нелепо, бессмысленно,

Ах, как бы начало вернуть!

Начало вернуть невозможно, немыслимо,

И даже не думай, забудь.

Займёмся обедом, займёмся нарядами,

Заполним заботами быт.

Так легче, не так ли? Так проще, не правда ли?

Не правда ли, меньше болит.

Не будем хитрить и судьбу заговаривать,

Ей-богу, не стоит труда.

Да-да, господа, не авось, не когда-нибудь А больше уже никогда.

-           Вспомните, в каком кинофильме звучала эта песня и кто её авторы. («Прощальная песня» из кинофильма «Обыкновенное чудо» (муз. Г.И. Гладкова, сл. Ю. Ч. Кима).)

VII.      Подведение итогов урока

-           Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? Как может быть выражено повелительное наклонение? Какие окончания имеют глаголы в повелительном накло­нении в единственном и множественном числе?

— В каких случаях на конце глагола в повелительном накло­нении пишется мягкий знак?

Домашнее задание

Учебник: § 93, упр. 560, 561 (подготовиться к сочинению).

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar