Главная» 6 класс » Русский язык |
06.09.2016, 12:43 | |
Уроки 185, 186. Употребление наклонений Цели: показать особенности употребления наклонений плат ла, способы выражения одних наклонений через другие; развипан. орфографическую зоркость, навыки вежливой речи. Планируемые результаты: знание грамматических признаком наклонений глагола; умения определять наклонения глаголом, различать формы наклонений в речи, в тексте, уместно выражлн» и употреблять то или иное наклонение, объяснять языковые ни лсния; развитие мотивации к аналитической деятельности. Ход урока 1 Организационный момент Анализ сочинений III. Проверка домашнего задания 1. Упр. 554 — объяснение орфограмм. 2. Чтение примеров предложений, в которых употребляются IV. Актуализация знаний — Сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор местоимений и глаголов. Объясните смысл пословицы. На Бога надейся, а сам не плошай. V. Самоопределение к деятельности Мы наблюдали, как повелительное наклонение может выражаться через формы изъявительного. Есть и другие случаи, когда формы одного наклонения употребляются в значении другого. И речи необходимо учитывать, какие оттенки при этом приобретают фразы. (Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 128).) Комментарии В первом предложении левого столбика повелительное наклонение выражено инфинитивом, начальной формой глаголи: Не шуметь! Слушать внимательно! Во втором предложении Правого столбика повелительное наклонение выражено формой условного: Молчали бы вы лучше! Не возражали бы! Во всех предложениях левого столбика побуждение к действию имеет оттенок Ийпторического приказа, в предложениях правого столбика — от-fpiioK совета, просьбы. О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О способах выражения наклонений глагола, об употреблении наклонений.) VI. Работа по теме урока I. Слово учителя Мы рассмотрели случаи выражения повелительного накло-Hftiioi через изъявительное, через условное, через инфинитив. Может ли быть наоборот? Оказывается, и такое бывает. 11овелительное наклонение может употребляться в значении jflMloiiiioro: Щепотки волосков Лиса не пожалей — остался б хвост Jf (И. Крылов) Иначе говоря, если бы лиса не пожалела щепот-|И волосков, остался бы у неё хвост Повелительное наклонение может выступать в значении изъявительного: Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться! Неопределённая форма глагола может употребляться в значении всех трёх наклонений: изъявительного, условного, повелительного. И царица хохотать и плечами пожимать... {А. Пушкин); Взять бы да и переделать всё; Не пускать посторонних! 2. Работа по учебнику 1. Упр. 562 — устное выполнение. 2. Упр. 563 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение заданий, выполнение письменного задания на доске и в тетрадях. VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику (Упр. 564 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.) 2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 110 — самостоятельное выполнение.) 3. Словарная работа Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 128, 129, подчеркните орфограммы. Составьте предложения с этими словами, используя глаголы в разных наклонениях. 4. Практическое задание — Запишите текст. Укажите глаголы: в повелительном накло нении. Юный друг, всегда будь юным, Ты взрослеть не торопись, Будь весёлым, дерзким, шумным, Драться надо — так дерись! Никогда не знай покоя, Плачь и смейся невпопад! Я сама была такою Триста лет тому назад— Вспомните, откуда взяты эти слова и кто их автор. (Слот! романса черепахи Тортилы из фильма «Приключения Бура/ни но», Ю. Энтин.) VIII. Подведение итогов урока Как может выражаться повелительное наклонение глаголи? Какими способами может быть выражено условное накло» нение? изъявительное наклонение? Домашнее задание Учебник: § 94, упр. 565. Ход урока 2 Организационный момент Проверка домашнего задания (Упр. 565 — чтение и анализ творческих работ.) III. Актуализация знаний - Запишите пословицу. Объясните её смысл. Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор местоимения и глагола. Знай, сверчок, свой шесток. IV. Работа по теме урока 1. Практическое задание (Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.) Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше, Только утро замаячит у ворот. Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик В руки палочки кленовые берёт. Б. Окуджава Медленно минуты уплывают вдаль, Встречи с ними ты уже не жди. И хотя нам прошлого немного жаль, Лучшее, конечно, впереди! Может, мы обидели кого-то зря — Календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья, Эй, прибавь-ка ходу, машинист! Голубой вагон бежит, качается, Скорый поезд набирает ход. Ну зачем же этот день кончается? Пусть бы он тянулся целый год! Э. Успенский - Объясните орфограммы и знаки препинания. Укажите наклонение глагола и особенности его выражения. 2. Работа по учебнику Упр. 566 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением вопросов и заданий. Упр. 567 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий. 3. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 114- самостоятельное выполнение.) 4. Словарно-орфоэпическая работа Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 130. Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение. Составьте словосочетания с этими глаголами. V. Подведение итогов урока Приведите примеры переносного употребления наклонений глагола. Назовите формулы вежливой речи («волшебные» слова). Домашнее задание Учебник: повторить § 89—94, упр. 568 (подготовиться к диктанту). Рабочая тетрадь: задание 115. Подготовиться к тестовой работе по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола». | |
Просмотров: | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|