Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 32, 33. Исконно русские и заимствованные слова
06.09.2016, 12:11

Уроки 32, 33. Исконно русские и заимствованные слова

Цели: расширять представление об исконно русских и заим­ствованных словах; развивать навыки работы с толковыми слова­рями; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты: знание понятий исконно русские и заимствованные слова; умения пользоваться толковыми слова рями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ сжатого изложения

III.                 Проверка домашнего задания

(Упр. 120 - чтение и анализ сочинений-рассуждений.)

IV.                 Самоопределение к деятельности

На прошлых уроках мы познакомились с несколькими лекси ческими группами русского языка. Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков.

Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?

Как отличить заимствованные слова от исконно русских'1

—        Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научить­ся различать исконно русские и заимствованные слова, загля­нуть в историю языка, узнать, из каких языков пришли к нам заимствованные слова.)

V. Работа по теме урока

1.         Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, диалога (с. 67), беседа Но прочитанному.)

—        Почему язык заимствует слова из других языков?

2.         Слово учителя

(На усмотрение учителя часть материалов этого раздела мож­но опустить.)

В словарном составе современного русского литературного и 1ыка исконно русских слов более 90%. Как же формировалась hi коино русская лексика?

Самые древние слова относятся к общему индоевропейскому фонду. Они перешли в праславянский язык, из него — в древне­го с кий, а из древнерусского — в современный русский язык. Это | Нова, обозначающие родство (мать, дочь, сестра, сын, брат), на-Ишния животных (корова, волк, коза), названия явлений природы (flf/wv, луна, вода, болото).

Вторые по времени формирования слова исконно русской и i гики (до VI в. н. э.) известны ныне многим славянским наро-IMM ' )то названия частей тела (голова, борода, лоб, желудок, палец, Шдонь), названия времени суток и времён года (день, ночь, вчера, Ынтра, лето, зима, месяц, час), названия растений и плодов (липа, Mh, орех, жёлудь).

К пому же пласту лексики относятся абстрактные слова: вера, надежда, грех, вина, рай, бог, свобода, сила.

I          ретий пласт исконной лексики образуют древнерусские сло-III и шестые русским, украинцам и белорусам, но неизвестные ••> НП.1М и западным славянам, например: совсем, снегирь,ледяной.

11,1 конец, к исконно русским относятся собственно русские ниш, известные у других славян лишь как русские заимство-Пннг 11екоторые из собственно русских слов могут содержать

            и 1ычный корень, но образованы они по русским способам

Ииюобразования: шнурок, кокетничать, стартовать.

II             пашей речи много заимствованных слов, которые так прочIII пошли в русскую речь, что не воспринимаются как иноязычniili канат, диван, пельмени, кукла и др. Некоторые из них мы
•"I|| Hi понимаем лучше тех, что родились на нашей земле, искон"| русских. Примеры мы наблюдали, изучая диалектизмы: для

3. Слово учителя

Неизбежно заимствование слов, связанных с развитием но вых технологий, с компьютерной техникой. Действительно, не возможно обойтись без слов компьютер, Интернет, мобильник сайт и др. Однако многих тревожит засилье иностранных слои в современном русском языке. Зачастую заимствования излишни Вместо саммит можно сказать встреча, вместо пролонгировать продлить, вместо супермаркет — магазин, универмаг. А есть еще слова спам (ненужная реклама, рекламный мусор), фрилансер (свободный профессионал), копирайтер (специалист по написа нию рекламных текстов) и др.

Иноязычные слова в речи использовать можно и нужно, но не стоит ими злоупотреблять, а главное, используя заимство ванное слово, нужно быть уверенным в том, что значение его по нятно.

IV.           Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.         Упр. 124 - коллективное выполнение с комментированием

2.         Упр. 125 — устное обсуждение вопросов, составление и за
пись предложений.

Комментарии

Латинский корень вет- в словах ветеран, ветеранский; вент-в словах вентилятор, вентиляция, вентилировать.

Основа латинского слова аква встречается в словах акваланг, акватория, акварель, аквамарин, аквариум, акведук и др.

3.         Упр. 127 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

4.         Упр. 128 — выразительное чтение стихотворения, обсужде
ние вопросов.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 69, 70, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

V.            Подведение итогов урока

За счёт чего пополняется словарный состав русского языка?

Из каких языков пришли слова в русский язык? Приведите примеры.

Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении?

Домашнее задание

Учебник: § 25, упр. 126 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 19.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar