Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 42, 43. Фразеологизмы
06.09.2016, 12:14

Уроки 42, 43. Фразеологизмы

Цели: расширять представление о фразеологизмах; показать их значение в речи; развивать навыки работы с толковыми сло-иарями, умение самостоятельно изучать материал.

Планируемые результаты: знание понятий фразеология, фра­зеологизмы; умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах, объяс­нять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ диктанта и тестовой работы

III.      Проверка домашнего задания

(Задание 20 из рабочей тетради — проверка кроссвордов.)

IV.      Самоопределение к деятельности

Говоря о лексике, о словарном богатстве русского языка, мм оставляли в стороне одну интереснейшую тему. Речь идёт о фра зеологии — разделе лингвистики, в котором изучаются словосо четания. Но разве словосочетания изучает не синтаксис?

В чём же особенность фразеологических словосочетании''

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке'' (Узнать о предмете фразеологии, прояснить разницу между обычными и фразеологическими словосочетаниями, понять значение фразеологизмов в речи.)

V.        Работа по теме урока

1.             Слово учителя

Дело в том, что фразеология изучает словосочетания устой чивые, неделимые, цельные по значению, вошедшие в язык как отдельные лексические единицы.

Про человека ответственного мы говорим: «Он слов на ветер не бросает». Подразумевается: он ответственный. А про человека легкомысленного скажем: «У него ветер в голове». Подразумева­ется: он легкомысленный.

Фразеологизм нельзя расчленить, он является одним членом предложения, его составляющие неразложимы. Нельзя сказать: не бросает (что?) слов, не бросает (куда?) на ветер — фраза поте­ряет всякий смысл.

Но есть фразеологизмы, состоящие из слов, которые склады­ваются в обычное словосочетание. Различить их можно только по контексту. Сравните:

Он набрал в рот воды и прополоскал горло.

Он ничего никому не сказал, словно набрал в рот воды.

Понятно, что в первом случае мы имеем дело с обычным сло­восочетанием, во втором — с фразеологизмом.

2.         Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений», чтение теоретического материала и опре­делений (с. 81—83).)

VI.      Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.             Упр. 143 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

2.             Упр. 144 — устное выполнение.
Комментарии

Во фрагменте текста И. Бунина, кроме взятого в кавычки фра­зеологизма кусок в горло не идёт, есть ещё один фразеологизм — врезалась3.                Упр. 145 - обсуждение вопросов и заданий, запись лучших
Предложений.

4.             Упр. 146 — устное выполнение.

5.             Упр. 147 — выразительное чтение басни, работа с толковыми
Словарями.

Комментарии

Фразеологизмы: подняли тревогу, дали отставку, и ухом не ве­дет, со светом распрощался, лапу сосёт, у моря погоды ждёт.

В толковых словарях фразеологизмы надо искать по ключе-иому слову, в данном случае: тревога, отставка, ухо, свет, лапа, море. Обычно фразеологизмы помещаются в конце соответству-щей словарной статьи.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово командиров­ка, подчеркните орфограммы.

Составьте предложение с этим словом.

VII. Подведение итогов урока

Что изучает фразеология?

Что такое фразеологизмы?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 29, упр. 148.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 148 — проверка слов с орфограммами по цепочке.)

—            Как вы озаглавили текст? («Красная строка».)

III.      Работа по теме урока

1. Слово учителя с элементами беседы

—            Как опознать фразеологизмы? Как отличить их от обычных словосочетаний в потоке речи, в тексте?

(Обсуждение.)

Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необыч­ные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина гра­мота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и др. Смысл этих выражений под­сказывает их единство, неразложимость. Нельзя, например, задать нопрос: передай (что?) привет, держи (что'!) слово. Первое из этих иыражений обыграно в мультфильме «Привет мартышке» (цикл •38 попугаев»), где удав передал мартышке через слонёнка привет Распознать фразеологизмы можно ещё и с помощью подбора синонимов и антонимов.

2. Практическое задание

Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним си­нонимы и антонимы.

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

кожа да кости

худой

полный, толстим

кот наплакал

мало

много

кровь с молоком

здоровый

болезненный

медвежий угол

глушь

людное, бойкое мо

 

кот наплакал кровь с молоком медвежий угол

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 26 — коллективное выполнение с комментированием.

Задание 27 — работа в группах с последующим коллектив­ным обсуждением.

Задание 28 — коллективное выполнение с комментированием.

Комментарии

Синонимы к фразеологизмам: упасть в грязь лицом, рука об руку, кот наплакал, изобрести велосипед, тёртый калач, спусти

рукава.

2. Тестовое задание

(См.: КИМы, тест 6 (задание А4).)

V. Подведение итогов урока

—            В чём особенность синтаксической роли фразеологизмом

в предложении?

—            Могут ли фразеологизмы иметь синонимы, антонимы?

Домашнее задание

Учебник: § 29.

Рабочая тетрадь: задание 31.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar