Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 47, 48. Морфемика и словообразование
06.09.2016, 12:16

Уроки 47, 48. Морфемика и словообразование

Цели: повторить и обобщить ранее изученное по морфемпм и словообразованию; развивать умение различать однокореи ные слова и формы слова; показать роль однокоренных ело как средства связи предложений в тексте; дать понятие о па ронимах.

Планируемые результаты: умения различать однокореннм слова и формы слова, различать паронимы по значению, объя нять языковые явления, работать в группах; развитие мотивапи к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ диктанта и тестовой работы

III.      Проверка домашнего задания

(Задание 32 из рабочей тетради — чтение и обсуждение сокра­щённых текстов, объяснение значения фразеологизма бабье лето.)

IV.      Самоопределение к деятельности

-              Составьте слова.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в сло­ве подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка. (Подсказка.)

Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок. (Переводчик.)

Что помогло вам догадаться, какие слова я загадала? (Знание морфемного состава слов.)

Какую большую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование».)

V.        Работа по теме урока

1.            Беседа

Что такое морфемика?

Что она изучает?

Что такое морфема?

Из каких частей состоит слово?

Какие части слова входят в основу?

Какие слова называются однокоренными?

Как образуются формы слова?

Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значе­ние. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни. Формы слова имеют то же значе­ние, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окон­чания.)

2.             Работа по учебнику

I. Чтение определений, обсуждение задания рубрики «Мате-НМйлы для самостоятельных наблюдений» (с. 88). Ь, 2. Упр. 156 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние иопросов и заданий, письмо по памяти.

VI.      Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1.             Упр. 157 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой: вариант 1 выписывает однокоренные слова, вариант 2 — формы одного и того же слова.

2.             Упр. 158 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

VII.     Подведение итогов урока

Как связаны морфемика и словообразование?

Что называется морфемой?

Все ли слова имеют окончания?

В чём особенность нулевых окончаний?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 31, упр. 159.

Ход урока 2

I.         Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

(Упр. 159 — проверка по цепочке.)

III.      Работа по теме урока

1.             Работа по учебнику

(Упр. 160 — обсуждение вопросов.)

Как называются корни, одинаковые по написанию, но pa i ные по значению? (Омонимичные.)

Есть ли среди слов упражнения слова, близкие по звучи нию, но разные по значению? (Водяной, водянистый.)

В чём разница в значении этих слов?(Водяной - относящий ся к воде. Водянистый — содержащий излишек воды, влаЛ бесцветный, слабоокрашенный.)

2.             Слово учителя

Знаете ли вы, что такое водные знаки? Наверное, кто-то yiuii кается гороскопами и может сказать, что водные знаки — это II которые относят к стихии воды: Рак, Скорпион и Рыбы.

А что такое водяные знаки? Может быть, вам приходи .к» держать в руках необычные конверты или особую почтовую Гпми гу. С виду бумага как бумага, но если посмотреть на свет, то моя но увидеть буквы, или знаки, или фигуры. Такие знаки на бум! ге — признак принадлежности какому-то человеку, организации По водяным знакам можно определить, кто её выпустил, кии она принадлежит. Водяные знаки есть на денежных купюрах и| защищает их от подделки.

Слова водный и водяной очень похожи по звучанию, они од­нокоренные. Но значение у них разное, в этом мы только что убедились. Такие слова называются паронимами. Слово пароним греческого происхождения (пара — возле, онома — имя). 3. Практическое задание (Работа в группах.)

—            Определите, взаимозаменяемы ли (одинаковы ли по зна­чению) слова 1) цветной и цветочный; 2) корни и коренья; 3) прорвать и прервать. Составьте с ними словосочетания. Уточните значение слов по толковому словарю.

Варианты словосочетаний: цветной карандаш, цветочный гор­шок; корни слов, корни растений, коренья петрушки; прорвать трубу, прервать разговор.

—            Сделайте вывод. (Эти слова — паронимы.) IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.             Упр. 161 — коллективное выполнение с комментированием.

2.             Упр. 162 — чтение текста, обсуждение, соревнование (кто
Польше напишет слов с корнем -уч- за определённое время).

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Корень-корешок», «Большая се­мьи маленького корня».

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 34 — самостоятельное выполнение с последующей Нроиеркой.)

Комментарии

('лова, в которых есть приставки: приложить, навык, расска-niHiii, потребовать, забег.

it Подведение итогов урока

Назовите слова, имеющие, с вашей точки зрения, богатые родственные связи (т. е. много однокоренных слов). Обос­нуйте вашу точку зрения. Какие слова называются паронимами? Цимишнее задание

Учебник: § 31, упр. 163.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar