Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 50, 51. Основные способы образования слов в русском языке
06.09.2016, 12:16

Уроки 50, 51. Основные способы образования слов в русском языке

Цели: познакомить с основными способами образования слов, закреплять умение определять способы образования слов; разви вать навыки морфемного и словообразовательного разбора; дан. представление о словообразовательной паре, словообразователь ной цепочке, словообразовательном гнезде.

Планируемые результаты: знание основных способов обра 30 вания слов, основных понятий словообразования; умения опре делять способ образования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

I.         Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

(Упр. 167 —беседа.)

III.      Самоопределение к деятельности

—            Образуйте однокоренные слова от слова дарить. (Подаршт

дарёный, дарение и т. д.)

—            Какими способами были образованы новые слова?

—            А какие ещё способы образования слов вам известны?

—            Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на урои (Поупражняться в определении способа образования < узнать новые способы образования слов, закрепить на морфемного разбора.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Легко догадаться, что способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

А вот более трудные случаи.

-              Как вы думаете, от какого слова образовалось существи­тельное рассвет!

Нет, не от существительного свет, а от глагола рассветать: суффикс -а- убрали, окончание -ть отбросили.

Дело в том, что значение действия у существительных вто­рично. Все подобные существительные образованы от глаголов: бег — от бегать, выход — от выходить.

Глагол рассветать образован приставочным способом от гла­гола светать, а этот глагол — от существительного свет. Такая словообразовательная цепочка у нас получилась: рассветать <— «— светать <— свет.

—            Способ образования существительного рассвет — бессуф-фиксный. А каким способом образовано слово бессуффикс-ный! (Приставочным.)

Есть способ, соединяющий в себе два способа, — приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, Сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово Снежник есть, оно означает «место наибольшего скопления снега I горах», но оно ничего общего, кроме корня, не имеет со словом щ>дснежник, образованного от существительного с предлогом (под Снегом) + суффикс.

Другой интересный способ образования слов — сложение. Су­ществительное снегопад — от основ слов снег и падать, вездеход — 9( словосочетания везде ходить, лётчик-космонавт — от сложения Пух целых слов.

Интересный способ образования слов — переход из одной ча-1ГИ речи в другую. Определить принадлежность к той или иной :ти речи многих из таких слов можно только в контексте. Вот, ример, слово учёный. Сравним:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Великий русский ученый Ломоносов был ещё и художником, и поэтом.

В первом случае учёный — прилагательное, во втором — су-пвительное, образованное переходом прилагательного в эту I. речи2. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса руб­рики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 94, 95).) V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1.                    Упр. 168 - устное выполнение.

2.                    Упр. 169, 170 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Комментарии

Может вызвать сомнение способ образования слова перерыв. Оно образовано от глагола перерывать (допустим вариант с чере­дованием звука — прерывать).

3.                    Упр. 171 — самостоятельное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

Какие способы образования слов вам известны?

Что такое морфемные способы образования слов?

Какие варианты способа сложения слов вы знаете?

Домашнее задание

Учебник: § 33 (с. 94, 95), упр. 172.

Рабочая тетрадь: задание 33.

Ход урока 2

I.             Организационный момент

II.            Проверка домашнего задания

1.                    Упр. 172 - чтение слов группами с комментированием.

Комментарии

Приставочно-суффиксальным способом образованы слона опилки, наконечник, ошейник, безрукавка; бессуффиксным — выхт) заплыв, вход.

2.                  Задание 33 из рабочей тетради - рассказ по схеме о способу
образования слов, чтение примеров.

III.           Работа по теме урока

1.             Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, обсуждение зады ний рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдении-(с. 98,99).) 2.          Слово учителя

При словообразовательном анализе очень важно не npoi ш найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которой и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразова i > и, ная цепочка, подобная той, что мы построили на прошлом уроке: рассветать <— светать <— свет.

Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снег <— снежный <— бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом. 3. Практическая работа Задание 1 Щ- Построим две цепочки:

невидимка <— невидимый <— видимый <— видеть;

подвидовой «— подвид <— вид <— видеть.

У этих цепочек оказалось одно исходное слово. Что это зна­чит? (Они составляют словообразовательное гнездо.)

В каждой цепочке образование слов шло своим путём. Определите каким. (1) Суффиксальным — приставочным — суффиксальным; 2) суффиксальным - приставочным — бес­суффиксным. )

Задание 2

-                      Попробуем восстановить недостающие звенья словообра­зовательной цепочки: греть — обогревательный. Выполним морфемный разбор (по составу) слова обогревательный.

Цепочка: греть —> обогреть -> обогревать —> обогреватель —> »обогревательный.

IV. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

(Упр. 175 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.) Комментарии

окраина

край —>    крайний —> крайность

краешек

/\ листик

листок —»листочек цист—»    листовой листопад Безлистный

бумажка Цумша—> бумажонка бумажный бумажник

дождливый —> дождливость

дождь—>  дождинка

/ч             /ч

дождик —> дождичек

/ч -          /ч             /ч

дождевой —> дождевик —» дождевичок2. Лингвистическая задача

- Постройте словообразовательные цепочки однокоренных слов и слов-омофонов фрагмента песенки. Я водяной, я водяной, Никто не водится со мной. Внутри меня водица... Ну что с таким водиться!

Комментарии

Водяной (сущ.) <— водяной (прил.) <— вода; водица <— вода.

Водиться 4- водить.

V. Подведение итогов урока

Что представляют собой словообразовательная пара, сло­вообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо?

Как определить способ образования слова?

Домашнее задание

Учебник § 33 (с. 98, 99), упр. 176 IV.                Работа по теме урока

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar