Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 53, 54. Этимология слов
06.09.2016, 12:17

Уроки 53, 54. Этимология слов

Цели: дать представление об этимологии и этимологическом нщПорс слов; познакомить с этимологическими словарями; со-«*|И111*иствовать навыки монологической речи, работы со слова-чмн, прививать интерес к изучению истории языка.

Цитируемые результаты: знание понятия этимология; уме-ЩЩ iipnei ггироваться в этимологических словарях, объяснять язы-ияЫг пиления, работать в группах; владение навыками монологи-речи; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Задание 40 из рабочей тетради — обсуждение.)

III.       Актуализация знаний

—        В каком ряду есть только формы слова?

Телефон, телефонный, телефоном.

Весенний, весеннему, весеннего.

Конь, коней, конница.

Плавать, поплавать, плыть.

IV.       Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 34 (реализация домашнего задания).)

Какую тему вы начали самостоятельно изучать дома?

Что такое этимология?

Каково происхождение слова этимология?

Как строится словарная статья этимологического словаряI

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на урокеI (Познакомиться с происхождением некоторых слов, научить ся пользоваться этимологическими словарями.)

(Кроме этимологических словарей, например «Школьно го этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанской* и Т.А. Бобровой, можно рекомендовать ученикам «Морфемпо орфографический словарь» А.Н. Тихонова. Можно пользоватьгн этимологическими словарями в Интернете.)

V. Работа по теме урока

В этимологические словари интересно заглядывать прост так, чтобы узнать, как появилось то или иное слово. Это увлеки тельное занятие, которое может расширить наши знания о мирг о самых обычных, привычных для нас вещах.

Многие слова пытаются скрыть своё происхождение, сири таться под маской. Вот слово забор. Часть слова за- похожи на приставку. Если за- отбросить, то можно решить, что слоив забор образовано от бор (лес) или от глагола забирать. Но не ш ( так просто. Обратимся за помощью к этимологическим словарям забор, искон. Производное от исчезнувшего забороть < *zaboril, суф. образования от borti > бороть. См. забрало, бороться, брит, Исходное значение — то, что защищает.

Получается, мы не всегда можем определить происхождение даже исконно русских слов. Действительно, забор защищнеч Оказывается, это слово родственно таким словам, как заброщ бороться, брань. Но это очень дальнее родство. В современном русском языке приставка не выделяется, слово состоит из одного корня (и нулевого окончания).

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 178 - коллективное выполнение, работа со словарями.) Комментарии

завязывать     кольцо

дворняжка     ижица

настольный   ловить

опилки           корова

девятнадцать булава

подберёзовик

Кольцо - исконно русское слово. Это уменьшительно-ласка­тельное образование от старославянского корня коло, что означает «круг, колесо». Кольцо буквально «кружок». Так же образовано, например, существительное озерцо.

Ижица — заимствовано из старославянского. Это название последней, 42-й буквы кириллического алфавита. Ижица обо­значала звук [и] в некоторых словах греческого происхождения, исключена из азбуки реформой 1917-1918 гг. Начертание этой буквы напоминает дугу, ярмо, иго (деревянный хомут, с помощью которого запрягали животных в плуг или повозку). Образовано суффиксальным способом от основы иго. «От аза до ижицы» озна­чает «от А до Я», «с начала до конца»; прописать ижицу — высечь, наказать, сделать строгое внушение: ижица напоминала пучок розог.

Ловить — общеславянское слово, суффиксальное производное тловъ (охота, добыча), того же корня, что немецкое lohn (награ­да), греческое leia (добыча) и т. д. Ловить — искать добычу.

Корова — общеславянское слово, суффиксальное производное от той же основы, что и латинское согпи, греческое keraos, немец­кое horn, что в этих языках означает «рог». Существительное ко­рова родственно латинскому corva (лань), древнепрусскому kurwis (пол, серна). Корова буквально «рогатая».

Булава — от древнерусского слова була (шишка), похожие сло­ми есть в польском и чешском языках; восходит к латинскому bulla (шарик). Булава — короткий жезл с шарообразной головкой. VII. Подведение итогов

-           Что изучает этимология?

—        О чём могут рассказать этимологические словари? Домашнее задание

Учебник: § 34, упр. 177, 179 (индивидуально).

Ход урока 2

I.         Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

(Упр. 177 — обсуждение плана текста, пересказ по плану

(по ролям).)

III.      Работа по теме урока

1. Сообщения о происхождении слов

(По заданиям упр. 179.)

Слово работа заимствовано из старославянского языка. Оно ведёт начало от общеславянского *orbota, производного от *огЬъ > рабъ. Сравним: точное соответствие есть в немецком языке — arbeit. Слово работа первоначально означало «тяжёлый, подневольный труд, рабство». В современном русском языке ко­рень -работ-, а исторический корень -раб- не выделяется.

Слово привередливый исконно русское. Оно образовалось с по­мощью приставки от слова вередливый, что означает «неженка, слабый». В свою очередь, слово вередливый образовано с помощью суффикса от веред — боль, болячка, рана, которое сохранилось в диалектах. Исходное значение слова привередливый — слишком чувствительный к боли.

Слово обворожить исконно русское. Оно образовалось с по­мощью приставки от глагола ворожить, что означает «колдовать». А ворожить, в свою очередь, образовано с помощью суффикса от ворог — колдун. Исходное значение слова обворожить — окол­довать. Современное значение, возможно, копирует смысл фран­цузского слова charmer — восхищать, пленять, обвораживать.

2. Работа со словарями

(Работа в группах. Учащиеся по своему желанию выбирают слова, о происхождении которых им интересно узнать, находят соответствующие статьи в этимологических словарях. Учитель помогает разобраться в содержании статей.)

IV. Подведение итогов урока

С какими этимологическими словарями вам работать легче'.'

Как знания по истории, знание иностранных языков помо­гают понять происхождение слов?

Об истории каких слов вам хотелось бы узнать?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 31, 33, 34.

Рабочая тетрадь: задание 37.

Подготовиться к контрольному уроку по теме «Морфемика и словообразование».

Урок 5 5. Контрольный урок по теме «Морфемика и словообразование»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Морфеми­ка и словообразование»; развивать навыки словообразовательного разбора, навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые яв­ления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Работа по теме урока

1. Практические задания

— Распределите слова по способам их образования: вари­ант 1 — слова, образованные приставочным, бессуффикс -ным способами, переходом из одной части речи в другую; вариант 2 — слова, образованные суффиксальным, приста-вочно-суффиксальным способами, сложением основ, сло­жением слов. Выделите словообразовательные морфемы. Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовить, вездеходный, ра­зыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, самолёт, кладовая, подлёдный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой. Комментарии

Слова, образованные приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный.

Слова, образованные бессуффиксным способом: расход, поиск.

Слова, образованные переходом из одной части речи в другую: юстиная, кладовая, рядовой.

Слова, образованные суффиксальным способом: орешек, вез­деходный, переводчик.

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: подоконник, прошляпить, подлёдный.

Слова, образованные сложением основ: самолёт, Новгород.

Слова, образованные сложением слов: кресло-качалка, гене­рал-майор.

— Постройте словообразовательную цепочку для слова: вари­ант 1 — недоверие, вариант 2 — позолота. Комментарии

Недоверие <— доверие <— доверять <— верить. Позолота <- позолотить <— золотить <— золото.

2. Тестовая работа

(См.: КИМы,тест8.)

III. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: упр. 182 (первый абзац).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar