Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 62, 63. Гласные в приставках пре- и при­
06.09.2016, 12:20

Уроки 62, 63. Гласные в приставках пре- и при­

целы: познакомить с условиями выбора букв е и и в пристав­ках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, ор­фографическую и орфоэпическую грамотность.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III.                  Проверка домашнего задания

:

(Упр. 200 — проверка по цепочке.)

IV.                  Актуализация знаний
Объяснительный диктант

Утренняя заря, лёгкое прикосновение, растения разрослись, от-мпжной воротничок, собираться в поездку, разыграть партию в шах­маты, загорать под тентом, касается темы искусства, приложить стара-ИИс, длинная коса, имя прилагательное, выращивать рассаду, отблеск Мрмицы, замереть от восторга, сверхискусная работа, предыдущая страница.

V.                   Самоопределение к деятельности

Назовите приставку в словах прикосновение, приложить, прилагательное. Прочитайте слова. Преграда, предобрый, прехорошенький. Назовите приставку в этих словах.

Сравните, как произносится приставка в словах прикос­новение, приложить, прилагательное и в словах преграда, предобрый, прехорошенький. Что вы можете сказать? (Они произносятся одинаково.)

Какой вывод вы можете сделать? (При написании слов с при­ставками пре- и при- в безударном положении можно допу­стить ошибку.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уро­ке? (Научиться распознавать слова с приставками пре-и при-, узнать, от чего зависит выбор гласных в этих при­ставках.)

VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений», чтение правила (с. 111, 112).

Упр. 201, 202 - чтение стихотворений, объяснение орфо­грамм.

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1.             Упр. 203 — комментированное письмо.

Комментарии

В упражнении нет примеров на значение приставки пре-, близкое к приставке пере-: превзойти, превозмогать, прекращать.

2.             Упр. 204 — обсуждение вопросов, самостоятельное выпол
нение письменных заданий.

Комментарии

Глаголы движения, показывающие, что человек движется с трудом: приползти, приковылять, притащиться. Приставочным способом образован глагол притащиться, приставочно-суффик сальным — прилагательные придорожный, приморский.

3. Упр. 206 — обсуждение вопросов, морфологический разбор слова лечь на доске и в тетрадях.

2. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 112.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударемм

Составьте словосочетания с этими словами.

Запишите в орфографический словарик глаголы, дани в рамках на с. 113, 114, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

VIII. Подведение итогов урока

—            От каких условий зависит выбор букв е и и в пристав

пре- и при-?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 40 (с. 111, 112), упр. 205, 207.

Ход урока 2

I.                     Организационный момент

II.                    Проверка домашнего задания

Комментарии

Антоним к глаголу придвинуть — отодвинуть. Обратим вни­мание на полногласный вариант приставки ото Дополнительный вопрос

- По какому принципу глаголы, данные в упражнении, раз­делены на две группы? (Приставка в глаголах первой группы имеет общее значение близости, в глаголах второй группы — значение неполноты действия.)

III. Работа по теме урока I. Работа по учебнику

1.             Упр. 208 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение
иопросов, определение значения приставок пре- и при- в словах.

Комментарии

Название стихотворения А. Барто («Копейкин») подчёркивает I «миную черту героя — мелочную расчётливость.

Значение приставок глаголов: пришёл, придумал — доведение ЦИствия до конца; существительного приставки — присоедине­ние. Значение приставки существительного прибавки определить Of I словаря трудно.

2.             Чтение теоретического материала (с. 115, 116).

2. Слово учителя

Действительно, далеко не во всех случаях значение приставки щш или пре- прозрачно. Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в слове присутствие значение приставки НРМсно.

Попробуйте прояснить его. (Обсуждение.)

Дня прояснения мы можем воспользоваться антонимом: от-| Шепшие (в слове присутствие приставка означает приближение, | н но антониме — удаление).

Вмиает и так: приставка прирастает к корню и становится и нргмепем его частью, тогда состав слова упрощается. К таким imiiiim относятся, например, существительные привет, приятель, Щчшш, прилагательные прилежный, прелестный и др. Иногда ttttiiio v шать древний состав слова и определить значение при-ikimik (или бывших приставок) с помощью этимологического шмирн, а порой это значение остаётся неразгаданным.

('«она с приставками пре- и при- бывают омофоничными (зву-Щ MfliiiiiiKoito). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл •мин приходящая няня - преходящие ценности, приступить к ра-Щ/1   преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чу-Ш • трапе, придел храма - предел возможностей, придать новую

форму — предать забвению, притворить окно — претворить планы в жизнь, призреть стариков — презреть опасность.

IV. Закрепление изученного материала

1.                    Работа по учебнику

(Упр. 209, 210 - обсуждение вопросов, комментированное письмо.)

2.             Распределительный диктант

—            Запишите слова в два столбика: с приставкой пре-, с при­ставкой при-.

Препинание, приникнуть, преискусный, припарковаться, притво ряться, приволье, превышение, прицелиться, непременно, приворожит!., преемственность, приголубить, примерный, присовокупить, неприятель ский, придорожный, привнести, пресмыкающееся.

3.             Словарная работа

-              Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 115—118, подчеркните орфограммы.

—            Составьте словосочетания со словами великолепный, теле грамма, состязание, подражать, поражение.

V. Подведение итогов урока

-              Расскажите о чередовании гласных в приставках пре- и при

Домашнее задание

1.             Учебник: § 40 (с. 115, 116), упр. 214 (подготовиться к дик«

танту).

2.             Рабочая тетрадь: задание 44. Учебник: § 40.

Рабочая тетрадь: задания 45, 46.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar