Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 81, 82. Несклоняемые имена существительные
06.09.2016, 12:23

Уроки 81, 82. Несклоняемые имена существительные

Цели: познакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

Планируемые результаты: знание групп несклоняемых су­ществительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие моти­вации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 264 - свободный диктант.)

III.       Самоопределение к деятельности

—        Прочитайте словосочетания

Купили пальто, под цвет пальто, пришить к пальто; подходим к ме­тро, ехать в метро, гордимся московским метро.

Что вы заметили? (Слова пальто и метро не изменяются по падежам, не склоняются.)

Как могут называться такие существительные? (Несклоняемые.)

Приведите свои примеры несклоняемых существительных.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями несклоняемых существи­тельных, научиться правильно употреблять их в речи.)

IV.       Работа по теме урока

(По ходу объяснения группы несклоняемых существительных и примеры записываются на доске и в тетрадях.)

Сегодня мы познакомимся с несклоняемыми существитель­ными, т. е. с такими, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и не относятся ни к одному из склонений. Казалось бы, чего проще: стоит понять, какие именно существительные от­носятся к этому разряду, и всё в порядке. Кстати, с одной такой группой существительных вы уже знакомы. Это сложносокращён­ные слова,аббревиатуры.

—        Вспомните, что такое аббревиатуры. (Это слова, при об­разовании которых у сокращаемых слов берутся начальные буквы: РФ — Российская Федерация, ПК — персональный компьютер; иногда — начальные звуки: вуз — высшее учебное заведение, ТЮЗ — театр юного зрителя.)

Но не все сложносокращённые слова относятся к несклоняе­мым, в основном это аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный: СМИ (средства массовой информации), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) и т. д. Впрочем, некоторые аббревиату­ры, оканчивающиеся на согласный, тоже не склоняются, напри­мер РФ, ПК, но: при вузе, у ТЮЗа, в ГУМе (при этом окончание пишется со строчной буквы).

Другая группа несклоняемых существительных тоже хоро­шо вам известна — это имена собственные. Но не все, конеч­но, а только фамилии, оканчивающиеся на -о, -ых (-их), -аго (-яго), -ово: Саенко, Быстрых, Живаго, Хитрово, и женские фа­милии, оканчивающиеся на согласный: книги Сельмы Лагерлёф, Александры Бруштейн.

—        Кстати, какие книги этих писательниц вам известны? Если вы их не читали, прочтите, не пожалеете.

Не склоняются также иноязычные существительные, обозна чающие лиц женского пола: мадам, мисс, фрау, пани и т. д.

Основную же группу несклоняемых существительных состав­ляют тоже слова иноязычного происхождения — собственные и на­рицательные имена существительные на -о, -е, -у, -ю, -и, -а: Барто, Кеннеди, Пуаро; Сочи, Миссури; какао, кофе, какаду, колибри, бра.

V.        Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 266 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 267 — комментированное письмо.

VI.       Подведение итогов урока

—        Какие имена существительные относятся к несклоняемым?

—        В чём особенность несклоняемых существительных? Домашнее задание

Учебник: § 47, упр. 271.

Рабочая тетрадь: задание 52.

Ход урока 2

Организационный момент

Анализ свободного диктанта

III.       Проверка домашнего задания

1.         Упр. 271 — проверка по цепочке, запись словосочетаний
с несклоняемыми существительными на доске.

2.         Задание 52 из рабочей тетради - проверка по цепочке.

IV.       Работа по теме урока

1.         Практическое задание

—        Составьте словосочетания с зависимыми словами, выра­женными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных.

(Проверка.)

2.         Работа по учебнику

1.         Упр. 268 — самостоятельное выполнение, краткая беседа
по упомянутым в тексте книгам.

Упр. 269 — комментированное письмо.

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 141.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

V.        Подведение итогов урока

—        Как можно определить падеж несклоняемых имён существи­тельных? (По контексту: в словосочетании, в предложении.)

III.       Самоопределение к деятельности

—        Прочитайте словосочетания

Купили пальто, под цвет пальто, пришить к пальто; подходим к ме­тро, ехать в метро, гордимся московским метро.

Что вы заметили? (Слова пальто и метро не изменяются по падежам, не склоняются.)

Как могут называться такие существительные? (Несклоняемые.)

Приведите свои примеры несклоняемых существительных.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями несклоняемых существи­тельных, научиться правильно употреблять их в речи.)

IV.       Работа по теме урока

(По ходу объяснения группы несклоняемых существительных и примеры записываются на доске и в тетрадях.)

Сегодня мы познакомимся с несклоняемыми существитель­ными, т. е. с такими, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и не относятся ни к одному из склонений. Казалось бы, чего проще: стоит понять, какие именно существительные от­носятся к этому разряду, и всё в порядке. Кстати, с одной такой группой существительных вы уже знакомы. Это сложносокращён­ные слова,аббревиатуры.

—        Вспомните, что такое аббревиатуры. (Это слова, при об­разовании которых у сокращаемых слов берутся начальные буквы: РФ — Российская Федерация, ПК — персональный компьютер; иногда — начальные звуки: вуз — высшее учебное заведение, ТЮЗ — театр юного зрителя.)

Но не все сложносокращённые слова относятся к несклоняе­мым, в основном это аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный: СМИ (средства массовой информации), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) и т. д. Впрочем, некоторые аббревиату­ры, оканчивающиеся на согласный, тоже не склоняются, напри­мер РФ, ПК, но: при вузе, у ТЮЗа, в ГУМе (при этом окончание пишется со строчной буквы).

Другая группа несклоняемых существительных тоже хоро­шо вам известна — это имена собственные. Но не все, конеч­но, а только фамилии, оканчивающиеся на -о, -ых (-их), -аго (-яго), -ово: Саенко, Быстрых, Живаго, Хитрово, и женские фа­милии, оканчивающиеся на согласный: книги Сельмы Лагерлёф, Александры Бруштейн.

—        Кстати, какие книги этих писательниц вам известны? Если вы их не читали, прочтите, не пожалеете.

Не склоняются также иноязычные существительные, обозна чающие лиц женского пола: мадам, мисс, фрау, пани и т. д.

Основную же группу несклоняемых существительных состав­ляют тоже слова иноязычного происхождения — собственные и на­рицательные имена существительные на -о, -е, -у, -ю, -и, -а: Барто, Кеннеди, Пуаро; Сочи, Миссури; какао, кофе, какаду, колибри, бра.

V.        Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 266 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 267 — комментированное письмо.

VI.       Подведение итогов урока

—        Какие имена существительные относятся к несклоняемым?

—        В чём особенность несклоняемых существительных? Домашнее задание

Учебник: § 47, упр. 271.

Рабочая тетрадь: задание 52.

Ход урока 2

Организационный момент

Анализ свободного диктанта

III.       Проверка домашнего задания

1.         Упр. 271 — проверка по цепочке, запись словосочетаний
с несклоняемыми существительными на доске.

2.         Задание 52 из рабочей тетради - проверка по цепочке.

IV.       Работа по теме урока

1.         Практическое задание

—        Составьте словосочетания с зависимыми словами, выра­женными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных.

(Проверка.)

2.         Работа по учебнику

1.         Упр. 268 — самостоятельное выполнение, краткая беседа
по упомянутым в тексте книгам.

Упр. 269 — комментированное письмо.

Словарно-орфоэпическая работа

 

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 141.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

V.        Подведение итогов урока

—        Как можно определить падеж несклоняемых имён существи­тельных? (По контексту: в словосочетании, в предложении.)

В чём различие в склонении мужских и женских иноязыч­ных имён и фамилий, оканчивающихся на согласный?

Домашнее задание

1 Выполнить работу над ошибками.

2. Учебник: § 47, упр. 270.

3 Принести географический атлас.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar