Главная» 6 класс » Русский язык

План конспект по русскому языку 6 класс Уроки 93, 94. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
06.09.2016, 12:26

Уроки 93, 94. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Цели: познакомить с условиями выбора гласных о не пенис шипящих в суффиксах существительных; показать разнообра пи значений суффиксов; развивать наблюдательность, умения pat суждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 301 — чтение и анализ творческих работ.)

III.       Актуализация знаний

(Запись предложения под диктовку.)

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

Выделите суффиксы существительных, объясните орфо­граммы.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

IV.       Самоопределение к деятельности

Какую букву вы написали в суффиксе слова горошек! Почему?

Прочитайте предложение.

Жили-были кот, дрозд да петуш..к — золотой гребеш..к.

Какая буква пропущена в словах? (Буква о.)

Сравните слова горошек, петушок и гребешок. Чем они по­хожи, чем отличаются? (Корень каждого из этих слов окан­чивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется е,ав суффиксе слов петушок, гребешок — о.)

Как вы думаете, от чего зависит выбор гласных после ши­пящих? (От ударения.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно выбирать гласные о или е после шипя­щих в суффиксах существительных.)

V.        Работа по теме урока

Работа по учебнику

1.         Чтение правила (с. 157).

2.         Упр. 302 — комментированное письмо, обсуждение значений суффиксов.

VI.       Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 303 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

Комментарии

Антонимы: новая — старая, верная — неверная, праздничная — будничная, ветхая — новая, крепкая. 2. Практическое задание

—        Составьте и запишите словосочетания с существительны­ми, в суффиксах которых после шипящих пишется о или е.

(Можно провести соревнование по группам (по четыре чело­века) — кто больше вспомнит и запишет словосочетаний.)

VII. Подведение итогов урока

—        Как узнать, о или е надо писать после шипящих в суффик­сах имён существительных?

Домашнее задание

Учебник: § 54, упр. 304.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 304 — взаимопроверка.)

III.       Работа по теме урока

1.         Практическое задание

—        Спишите предложения. Объясните орфограммы.

1) Старич..к-борович..к помог Никите найти Марью Моревну. 2) Волшебница бросила чудесный порош..к в огонь, и пламя вспыхну­ло с новой силой. 3) Крепость Ореш..к была возведена новгородцами в XIV веке на небольшом острове в Ладожском озере, где берёт своё на­чало Нева. 4) Конкурс «Русский медвеж..нок — языкознание для всех» — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». 5) Сидевший возле окна попутч..к на­чал клевать носом.

Комментарии

В последнем предложении есть подвох. Некоторые могут рас­суждать так: ударение не падает на суффикс, значит, после ши пящего пишем е.

Правильный ход рассуждения: ударение не падает на суф фикс, попробуем просклонять: попутч..к - попутч.жа. Гласный не выпадает, значит, это и.

2.         Работа по учебнику

1.         Упр. 306 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях

2.         Упр. 305 — чтение, обсуждение значений суффиксов, само
стоятельное выполнение письменных заданий.

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 59 — самостоятельное выполнение.) IV. Подведение итогов урока

Как узнать, о или е надо писать после шипящих в оконча­ниях имён существительных? (См. орфограмму № 18, из­ученную в 5 классе.)

Можно ли объединить это правило и правило, которое мы изучили только что? (Да: после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён существительных под ударением пишет­ся о, без ударения — е.)

Домашнее задание

Учебник: повторить § 52—54, упр. 307 (подготовиться к дик­танту).

Рабочая тетрадь: задание 57.

Подготовиться к тестовой работе по теме «Правописание суффиксов имён существительных».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 06.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar