Главная» 7 класс » Биология

План конспект по биологии 7 класс Урок 43. Класс Головоногие моллюски
02.10.2016, 13:22

Урок 43. Класс Головоногие моллюски

Задачи урока:

  • расширить представления учащихся о многообразии моллюсков, познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности головоногих моллюс­ков;
  • раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека, обосновать необходимость и основные меры охраны моллюсков;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о мол­люсках.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся расширяют знания о моллю­сках, знакомятся с особенностями строения и жизнедея­тельности, многообразием и значением головоногих моллю­сков, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируется понятие о реактивном движении.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объек­ты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полу­ченные сведения, работать с разными источниками инфор­мации, находить информацию о головоногих моллюсках в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, исполь­зовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.

Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес, направленный на изучение моллюсков, интеллек­туальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Основные понятия урока: головоногие моллюски, мозг, реактивное движение моллюсков, наутилусы, кара­катицы, осьминоги, кальмары.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, выполнение заданий в рабочей тетра­ди, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедея­тельности, значения головоногих моллюсков.

Ход урока

  1. Проверка знаний о моллюсках в ходе письменной работы.

Вариант 1. Выписать цифры, соответствующие сведени­ям о большом прудовике.

  1. Тело мягкое, есть мантия.
  2. Тело снаружи покрыто двустворчатой раковиной.
  3. Раковина единая, имеет вид башенки.
  4. Хищник, поедающий рыб.
  5. Питается водными растениями.
  6. Дышит атмосферным воздухом.
  7. Дышит кислородом, растворённым в воде, проника­ющим через жабры.
  8. Кровеносная система незамкнутая.
  9. Кровеносная система замкнутая.
  10. Есть глаза, расположенные у основания щупалец.
  11. Органов зрения нет.
  12. Нервная система состоит из нескольких пар узлов.
  13. Нервные клетки не образуют узлов.
  14. Обитает в пресных водоёмах.
  15. Обитает в морях.
  16. Голова хорошо развита.
  17. Личинки паразитируют на теле рыб.
  18. Гермафродит.
  19. Имеет тёрку (радулу).

Ответы: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 19.

Вариант 2. Выбрать признаки, характерные для дву­створчатых моллюсков.

  1. Тело разделено на туловище и мускулистую ногу.
  2. Передвигаются за счёт воды, выталкиваемой из ман­тийной полости.
  3. Органами пищеварения служат рот с роговыми челю­стями, глотка, пищевод, желудок, кишечник, заканчиваю­щийся анальным отверстием.
  4. Органами дыхания служат парные жабры, имеющие вид листочков.
  5. Развитие происходит без превращений, стадии личин­ки нет.
  6. Головы нет.
  7. Раздельнополы.
  8. Раковина состоит из трёх слоёв: рогового, фарфоро­видного и перламутрового.
  9. Створки раковины закрываются за счёт сокращения мышц-замыкателей.
  10. Обитают в пресных водоёмах.
  11. Органы чувств слабо развиты.
  12. Фильтраторы воды.
  13. Ведут малоподвижный образ жизни.
  14. Замкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов.
  15. Хищники, поедающие разных животных.
  16. Дышат растворённым в воде кислородом.
  17. Тело мягкое, есть мантия.
  18. Имеют тёрку (радулу).
  19. Среди двустворчатых моллюсков есть наземные виды.

Ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17.

II.      Изучение нового материала

  1. Класс Головоногие моллюски: наутилусы, каракати­цы, осьминоги, кальмары (рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради).
  2. Значение головоногих моллюсков (самостоятельная работа с учебником).

III.       Закрепление материала

  1. Отработка понятий:     головоногие моллюски, мозг,

реактивное движение моллюсков, наутилусы, каракатицы, осьминоги, кальмары.

  1. Беседа по вопросам:
  • Почему головоногие моллюски получили такое назва­ние?
  • Где обитают головоногие моллюски?
  • Как передвигаются головоногие моллюски?
  • Совершенствование какой системы органов обуслови­ло более высокий уровень развития головоногих сре­ди других моллюсков?
  1. Выполнение задания 3 в рабочей тетради.
  2. Обсуждение вопроса «Почему у головоногих моллю­сков почти нет раковины?».

IV.       Домашнее задание

  1. Изучить § 43, ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.
  3. Выполнить задание 1 к урокам 42—43 в электрон­ном приложении к учебнику.
  4. Подготовить презентацию «Значение моллюсков в природе и жизни человека».
Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar