Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 10 ОБРАЗ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
09.10.2016, 10:31

Урок 10

 

ОБРАЗ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ

В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Знания на уроке: функция правил повествования в жанре «слова» и раскрытие образа главного героя.

 

ХОД УРОКА

1. Чем древнерусская (средневековая) литература отличается от литературы нового времени? (Рукописная, большинство произведений анонимно, повествование строилось по определенным канонам, тесно связана с религией и деловой письменностью.)

2. Какие каноны были приняты для жанра «слова» и «поучения»?

3. Чем вступление «поучения» отличается от вступления в былине? (Здесь взгляд на мир очень личный; речь индивидуальная: «сидя на санях», грамотку «примет в сердце свое», использование афоризма «не станет лениться, а будет трудиться».).

Вступление проникнуто чувством личной ответственности за дела своих преемников. Автор прибегает к воспоминаниям о времени, когда ему самому приходилось принимать серьезные решения без поддержки и советов старших.

Образ автора выступает не как обобщенная историческая личность в былинах, а как индивидуальность.

4. Как раскрывает образ князя его государственная деятельность?

а) Деятельность князя-дипломата. (Последовательные шаги по пути избежания военных конфликтов, честное выполнение договоров, отказ от собственных преимуществ во имя целостности и независимости русских земель и т. д.).

б) Внутренняя политика Мономаха. (Человеколюбие, справедливость, забота о священническом чине и т. д.).

в) Требовательное отношение к самому себе как к необходимому для других примеру высокой нравственности. (Выступает примером высокой образованности, труд благочестия и т. д.).

5. Заключение «Поучения» (О себе писал не для самовосхваления, а для большей убедительности, чтобы вдохновить преемников на добрые дела).

 

«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

 

Материал к теме: М. Г. Качурин. Русская литература. Учебное пособие для 9 класса школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. М., Просвещение, 1994.

 

В ХVI веке одним из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы была «Повесть о Петре и Февронии Муромских». До нас дошло полторы сотни ее списков, это значит, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли.

Чем же она привлекала к себе? Прежде всего тем, что повесть целостна, в ней не видно никаких «швов или вставок».

Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из народной сказки: к жене Муромского князя Павла (старшему брату главного героя Петра) стал прилетать Змей, обольщать ее. Змей был оборотнем: все принимали его за Павла, и только ей он являлся в своем подлинном виде, обдавая ее «злым дыханием и синением».

Князь Павел, узнав от жены о беде, не гневается на нее, не подозревает в обмане, а помышляет лишь о том, как избавить ее от мерзкого насильника.

Княгине, по совету мужа, удается выведать, какая смерть написана Змею на роду. А смерть Змею суждена «от Петрова плеча, от Агрикова меча»

Перед тихим и смиренным Петром, которому суждено спасти семью брата, а участь свою он принимает без колебаний, встает задача — найти Агриков меч. Отрок — служка одной из церквей — показывает князю тайник, где хранится меч, и Петр мужественно и просто совершает свой подвиг.

Сказка бы здесь и закончилась, а повесть только начинается.

Капли поганой крови Змея окропили князя Петра, и кожа его покрылась струпьями и язвами. Вылечить эту болезнь может только крестьянская девушка Феврония из лесной рязанской деревни.

Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания (сделать из пучка льна рубаху, штаны и полотенце, пока он моется в бане). В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым (посылает князю деревянную чурочку с просьбой изготовить ткацкий станок, пока она очесывает пучок льна).

Но в повести совершается и волшебство: закваска, превращенная дыханием Февронии в лекарство, делает князя здоровым.

Так события идут и далее: сердечность, чуть приправленная лукавством, мудрая терпимость — вот чем дышит повесть.

Д. С. Лихачев отнес стиль этой повести к стилю «психологической умиротворенности», ярко выраженному в Троице и в других произведениях Андрея Рублева.

В повести все, что было свойственно действительности: и злое, и доброе, и тягостное, и благостное. Только жизнь здесь изображается необычно: историческая легенда и волшебная сказка сплавлены неразделимо в нечто новое.

В самую тяжкую годину вместе с мужеством, отвагой и яростью живут жалость, милосердие, любовь — в этом проявляется величие народной души.

Умиротворенность «Повести о Петре и Февронии» — это не приукрашивание жизни, а выявление ее мирной, материнской, созидающей сути. Вот почему такой ясный свет исходит от образа Февронии. Она будто пришла из сказки — сестра Василисы Прекрасной или Марьи Моревны.

Автор с первой встречи окружает свою героиню простором, тишиной и покоем. Девушке доступно взаимопонимание с природой, с животными.

Нежность, ласка, с которой автор говорит о Февронии, нимало не потускнели за века. Именно в этом суть того обаяния, которое влекло когда-то читателей, в этом и главная особенность, выделяющая повесть среди других произведений древнерусской литературы.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar