Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 15 ЗАЧЕТ № 1. ФОЛЬКЛОР И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
09.10.2016, 10:32

Урок 15

 

ЗАЧЕТ № 1.

ФОЛЬКЛОР И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Цель зачета: выявление качества обученности учащихся чтению и пониманию произведений устного народного творчества и древнерусской литературы.

Диагностирующая направленность заданий поможет определить причины, повлиявшие на достигнутый результат обучения. Содержание корректирующей деятельности учителя вытекает из выводов по сопоставлению полученных результатов обучения с предполагаемыми.

При этом надо иметь в виду, что каждый учащийся должен овладеть содержанием программы на базисном уровне. Требования к базисному уровню несколько мягче. Они не направлены на запоминание конкретики, подробностей, но резко подчеркивают линию умений. Базисный уровень умений учащихся, сформированный в процессе изучения данной темы, мы определяем следующим образом:

1. Умение выявить элементы сюжетосложения былины и проследить по тексту их художественную роль в изображении героя и событий.

2. Умение выявить элементы сюжетосложения произведений древнерусской литературы и проследить по тексту их роль в изображении героя и событий.

3. Умение сравнивать средства изображения в фольклорных и древнерусских произведениях с целью выявления изменений в способах изображения героев и действительности.

Отсюда следует, что зачетные задания будут включать только те знания, на базе которых формируются указанные умения.

1. Понятие о былине и древнерусской литературе.

2. Понятие о литературном герое и об определении «эпический герой».

3. Особенности сюжета былины.

4. Особенности сюжета произведений древнерусской литературы.

5. Особенности изображения героя в былинах и древнерусской литературе.

6. Словарный запас: нравственные ценности, нравственный облик, духовный мир, особенности изображения.

Несформированность какого-либо знания из указанного перечня скажется на степени прочности базовых умений. Поэтому зачетные задания должны быть нацелены в первую очередь на ликвидацию пробелов в основных знаниях учащихся. Они обычно имеют строго дифференцированный характер.

 

Iуровень. (Уровень понимания). Запоминание и опознание литературного факта.

1. Выразить цитатой каждый элемент сюжета былины «Вольга и Микула Селянинович». То же задание можно предложить по тексту другой былины.

2. Предложенные в задании цитаты расположить в соответствии с сюжетной линией былины (любой из изученных).

3. Задания такого же типа предложить по древнерусской литературе.

4. Назвать средства изображения в былинах и дать задание найти в тексте примеры их употребления.

5. То же задание с использованием индуктивного метода познания: предложить несколько цитат с тем, чтобы учащийся опознал бы сам одно из средств словесной изобразительности.

6. Словарная работа: объяснение или раскрытие понятий, определений, выражений.

 

IIуровень. (Репродуктивный). Умение применить знания в знакомых обстоятельствах.

Выявить элементы сюжетосложения (или назвать элементы сюжета) былины «Вольга и Микула Селянинович» и проследить по тексту их роль в изображении героев и событий.

 

 

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА

 

М. В. ЛОМОНОСОВ

 

Материал к теме: Щеблыкин И. П. Михаил Васильевич Ломоносов. М., Просвещение, 1993.

I. «Врата моей учености» — «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Это были действительно самые лучшие учебники, к которым обращались русские люди конца ХVII — начала ХVIII вв., желая получить светское образование. Михаил без посторонней помощи и очень быстро уяснил все премудрости «Грамматики» и «Арифметики». Обращался он и к знаменитой «Псалтири» Симеона Полоцкого.

Однако рассчитывать на систематическое, настоящее обучение в Холмогорском уезде не приходилось. Отец Василий Дорофеевич не понимал запросов своего сына. Отношения осложнялись тем, что мачеха, женщина невежественная и грубая, всякий раз попрекала юношу за его страсть к чтению, требовала от отца «образумить отрока».

7 декабря 1730 г. холмогорские власти отпустили Михаила, и, очевидно,10—11 декабря юноша пустился в дальний путь, имея в руках лишь небольшой узелок со связкой «любезных книг» по грамматике и арифметике. Впереди была Москва. Однако покрыть расстояние более тысячи верст в одиночку, притом пешком, дело рискованное. Поэтому Ломоносов упросил приказчика проходившего мимо Холмогор рыбного обоза взять его с собой, и через три недели вместе с обозом прибыл в столицу. Так произошло событие, которое круто изменило судьбу «архангельского мужика», достигшего впоследствии высот мировой науки.

Он появился в чужом городе с тремя рублями в кармане, взятыми в долг у соседа. Решающим условием успеха стала его энергия, порыв к знаниям, мечта о высотах духа.

«По своей и Божьей воле стал разумен и велик».

 

II. Годы учения.

Славяно-Греко-Латинская академия относилась к числу старейших учебных заведений России. Она предназначалась преимущественно для подготовки духовенства. Ломоносову приходилось нелегко. Ни на чью помощь он не рассчитывал, никому не докучал просьбами, перебивался как мог, но главное свое дело — учебу — не оставлял. Ввиду своих редких природных способностей все усваивал очень быстро, не довольствовался классными занятиями, частенько засиживался в монастырской библиотеке.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. За первый год обучения он закончил три класса и овладел латынью настолько, что мог писать стихи на латинском языке.

1 января 1736 г. Михаил вместе с двенадцатью лучшими учениками Спасских школ прибыл в Петербург. Поселили московских студентов на Васильевском острове, где располагалась Академия наук.

Редкая работоспособность юноши была замечена. Когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент Академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова. Двое других были В. В. Виноградов и Г. Райзер.

В случае успешного выполнения программы всем троим предполагалось по возвращении из Германии дать в Академии наук профессорские должности.

 

III. В начале ноября 1736 г. студенты прибыли в Марбург.

Профессор Х. Вольф, который в свое время помог Петру I (в начале 20-х годов) в подборе иноземных сотрудников для открываемой в Петербурге академии, радушно встретил русских студентов, сам позаботился о том, чтобы они не знали нужды с питанием и жильем, откорректировал программу их обучения.

25-летний Ломоносов, оказавшись в стране философов и ученых, много читает, увлекается химией, лекциями самого Вольфа. Здесь находит его большая и единственная любовь — с февраля 1739 г. Ломоносов официально считается женихом Елизаветы-Христины Цильх. Он снимает квартиру в Марбурге в доме своей будущей жены.

Обучение в Марбурге подходило к концу, далее предстояло выехать во Фрейберг для продолжения учебы. Но в Марбурге оставалась его любовь, и Ломоносов самовольно, досрочно и без согласования с академическим начальством решил вернуться в Марбург, ставший для него родным.

По дороге в Марбург произошло событие, которое могло круто изменить судьбу Ломоносова, а может, и лишить Россию ее будущего гениального ученого.

Неподалеку от Дюссельдорфа его обманным путем завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I. Прусский король хотел, чтобы в его гвардии служили великаны. Вербовщики короля всюду выискивали молодых людей высокого роста, где хитростью, где силой заставляли их поступать в армию, при этом за попытку изменить свое решение, а тем более бежать из армии, сурово наказывали: прогоняли сквозь строй, отрезали нос, уши. Те путешественники, которые знали об этом, старались миновать Пруссию, чтобы не оказаться жертвой чудовищного произвола.

Ломоносов ничего не знал о вербовщиках, а его высокий рост и физическая сила сразу стали приманкой. На постоялом дворе близ Дюссельдорфа, ничего не подозревая, он сел за один стол с офицерами и солдатами, вербовавшими рекрутов. В его кружку подсыпали снотворное. На другое утро Ломоносов проснулся в казарме, на шее его был красный воротник, означавший, что сделка состоялась. Как ни доказывал Ломоносов, что он российский подданный, все было напрасно. Он стал думать о побеге. Однажды ночью, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Но едва он совершил четверть пути, как услышал с крепостной стены пушечный выстрел — сигнал о бежавшем рекруте. Вскоре он увидел кавалериста, скачущего во весь опор. Но до границы было уже рукой подать, и он побежал изо всех сил и первым пересек границу. Так с риском для жизни он избежал страшной участи прусского солдата.

Через полгода все документы и деньги, необходимые для возвращения в Россию, были получены. За эти полгода он написал диссертацию по математике, продолжал увлекаться химией, занимаясь с Вольфом.

Он уезжал из Германии, везя книги — новейшие и классические труды по всем отраслям знания. Он вступал в зрелую пору своей жизни, предстояло начать подвижническую работу во славу отечественной науки.

Отрадно, конечно, что наш первый гениальный ученый обнаружил в борьбе с недоброжелателями и смелость, и находчивость, и неотразимость доводов. Но нужно подходить к делу и с другой стороны. Надо понимать, чего стоили Ломоносову эти победы, как они отражались на здоровье. Да и нужно ли нам до бесконечности восторгаться тем, что человек в горе, в несчастии своем все-таки устоял, проявил неслыханную смелость, энергию и посрамил своих недругов? Вряд ли наши восторги в таких случаях оправданы, прежде всего — с нравственной точки зрения. Нельзя же славянскую доблесть усматривать главным образом в умении преодолевать трудности. Надо думать и о том, как они возникали в прошлом и что необходимо для того, чтобы все это не повторялось.

В ноябре 1741 г. гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена новая императрица — «дщерь Петрова» — Елизавета Петровна. Она положила конец произволу Бирона и Миниха, полной грудью вздохнули вельможи, но дальше этого обновление жизни россиян не пошло.

Императрица не проявила особенного рвения к государственным делам. Обладательница пятнадцати тысяч платьев, отличная наездница, она большую часть времени проводила в охотах и забавах. Что касается наук, то при дворе мало кто задумывался об их роли в развитии государства. В век, когда почти во всем господствовало средневековое мышление, уповали больше на воинскую силу, количество лошадей, солдат, леса, пахотных земель и т. д.

Экономику страны никто не связывал с наукой, и в этих условиях надеяться на заботливое отношение к ней со стороны правящей верхушки, а тем более со стороны развлекающейся государыни было невозможно. Поэтому ни Ломоносову, ни какому другому ученому думать о серьезной поддержке со стороны правительства не приходилось. Таким образом выходило, что у науки не было другого пути для утверждения, кроме самоутверждения, саморазвития. Силу и независимость ученый мог приобрести только за счет своих открытий. Этот путь и избрал Ломоносов.

Только в 1744 г. он создает три солидных научных труда по химии, физике и горнорудному производству.

Чем шире и многограннее становилась деятельность Ломоносова как ученого и просветителя, тем острее он сознавал, что в одиночку не вывести отечественную науку на передовые рубежи. Нужна система. Так возникла мысль о преобразовании академической гимназии и университета.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar