Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 16. М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте
25.10.2017, 20:09

Цели урока: восстановить знания, полученные о творчестве поэта в прошлые годы, ознакомиться с биографией поэта.

Дополнительная литература для учащихся: Андроников И. Л. Лермонтов: Исследования и находки. М., 1977.

Теория литературы: научная и художественная биография.

Оборудование: небольшая выставка книг, Ковалевская Е.А., Мануйлов В. А. М. Ю. Лермонтов в портретах, иллюстрациях документах, Л., 1959. Фотоальбом «Тарханы» М., 1975. Репродукции с картин И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», В. Васнецова «Иван Грозный»; диапозитивы «Старая Москва», «Иван Грозный», «Крестовая комната Теремного дворца».

Литература по теме: Рез З. Я. Лермонтов в школе. Л., 1963; М. Ю. Лермонтов в школе. Сост. Шагалов. М., Просвещение. 1976; Лермонтов в жизни (любое издание) демонстрационный материал по литературе для 7 класса. М., 1971; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989.

 

Ход урока

I. Тест на усвоение предыдущего материала.

(См. раздаточный материал в конце пособия)

 

II. Беседа.

Учащиеся вспоминают произведения М. Ю. Лермонтова, которые они изучали раньше или читали сами.

Вспомнить стихотворение «Бородино».

 

III. Рассказ о поэте.

Его можно построить как рассказ учителя или несколько рас сказов заранее подготовленных учеников.

М. Ю. Лермонтов относится к тем немногим гениям нашей литературы, которые очень быстро расцвели и за очень короткую жизнь создали целую эпоху в литературе.

Лермонтов родился в 1814 году. Как известно, на личность гениального поэта влияет окружение в раннем детстве. Мальчик рано потерял мать и воспитывался у бабушки Е. А. Арсеньевой в имении. Здесь он получил блестящее образование и, будучи 14 лет от роду поступил в Московский университетский благородный пансион. Уже в детстве проявились его не дюжинные дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи.

Будучи студентом Московского университета, Лермонтов с головой окунается в ту атмосферу свободолюбия и независимости, которую тогда еще сохранял университет несмотря на николаевский режим. Здесь он пишет огромное количество стихотворений и поэм, пробует себя в прозе. Затем, после того, как за участие в одном из литературных кружков, где кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того, чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «... Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели...» — пишет он в одном из писем. О чём же жалеть? Дело в том, что те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая, даже излишне строгая дисциплина, строжайший контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище — все это противоречило всему складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет, он с хорошим офицером «... в юнкерской школе он был хорош со всеми товарищами, хотя его не все любили...» — вспоминает один из его соучеников Меринский.

До сих пор о том, что он поэт, знают только близкие друзья. Но в 1837 году он откликается на смерть Пушкина стихотворением «Смерть поэта»

 

Погиб поэт, невольник чести!

Пал, оклеветанный молвой.

С свинцом в груди и жаждой мести

Поникнув гордой головой.

 

Это стихотворение, где автор прямо обвиняет в гибели великого поэта сильных мира сего, становится известным. В его жизни происходят огромные изменения. С одной стороны, он становится не только поэтом, подающим надежды, но и широко известным, талантливым наследником Пушкина. С другой стороны, стихотворение «Смерть поэта» было признано правительством «возмутительным» и из гвардии Лермонтов переводится в нижегородский драгунский полк и отправляется служить на Кавказ. Из ссылки он возвращается уже окончательно сложившимся поэтом, определившим свой стиль и свое место в литературе. К 1838 г. Лермонтов был автором «Бородина», «Песни про купца Калашникова...», большого количества стихотворений. Жить ему оставалось три года. И за эти три года он создал величайшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон», роман «Герой нашего времени», которые вошли в золотую сокровищницу нашей литературы.

(О дуэли Лермонтова и Мартынова, которая закончилась гибелью поэта, при необходимости, нужно сказать, что, несмотря на внешнее сходство с пушкинской дуэлью, во многом она была следствием сложного характера самого поэта, трудного состояния души в это время, которое выражено, например, в стихотворении «И скучно, и грустно...» —

 

И скучно, и грустно

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья... Что пользы напрасно желать?

А годы проходят, все лучшие годы...

 

IV. Сообщения о Лермонтове по описаниям современников.

См. дополнительный материал к уроку.

 

V. Работа над теорией.

Ребята, мы с вами неоднократно упоминали о том, что существует целое направление в литературоведении, которое посвящено изучению обстоятельств жизни писателей. В нашем учебнике представлен отрывок из статьи И. Л. Андроникова, посвященной биографии Лермонтова. Прочтите ее, сопоставьте с услышанными сведениями о поэте.

На карточках (или на доске) вы видите еще отрывки из биографии Лермонтова.

 

Лермонтов, Михаил Юрьевич [ночь со 2 (14) на 3 (15). Х. 1814, Москва — 15 (27).VII. 1841, подножие гор Машук, в 4 верстах от Пятигорска] — поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю. П. Лермонтова и М. М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницей значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных.

 

Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера-француза, у него была бонна-немка, и позднее преподаватель англичанин. Лермонтов с детства владел французским и немецким языками, ... уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и поэтическому творчеству.

 

— Каким частям статьи, представленной учебнике, они соответствуют.

— Сравните, как одни и те же события в жизни поэта показаны у Андроникова и в биобиблиографическом, словаре? В чем отличия?

— Как мы можем определить признаки научной и художественной биографии. Для чего нужна та и другая?

 

Домашнее задание.

1. Составить план статьи И. Л. Андроникова в учебнике.

2. Прочитать «Песню про купца Калашникова…»

 

Дополнительный материал

Моисей Егорович Меликов, художник (1818 — после 1896)

«Помню, что, когда впервые встретился я с Мишей Лермонтовым, его занимала лепка из красного воска: он вылепил, например, охотника с собакой и сцены сражений. Кроме того, маленький Лермонтов составил театр из марионеток, в котором принимал участие и я <…>; пиесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов. В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица.<...>

В личных воспоминаниях моих маленький Миша Лермонтов рисуется не иначе как с нагайкой в руке, властным руководителем наших забав, болезненно-самолюбивым, экзальтированным ребенком.

Помню характерную черту Лермонтова: он был ужасно прожорлив и ел все, что подавалось. Это вызывало насмешки и шутки окружающих, особенно барышень, к которым Лермонтов вообще был неравнодушен.<...>

Во время последнего пребывания в С.-Петербурге мне суждено было еще раз с ним неожиданно встретиться в Царскосельском саду.<...> Меня особенно влекло рисование с натуры, наиболее этюды деревьев. Поэтому Царскосельский сад, замечательный по красоте и грандиозности, привлекал меня к себе с карандашом в руке.

Живо помню, как, отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым после десятилетней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел значительную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными, но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония, скользившая в прежнее время на губах поэта, исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не виделись».

 

Александр Матвеевич Меринский (? - ум. 1873)

«Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными как уголь глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого, и не знавшего, кто он, невольно на нем останавливалось.

В 1831 году, переехав из Москвы в Петербург, он начал приготовляться к экзамену для вступления в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда и поступил в начале 1832 года, в лейб-гвардии Гусарский полк. Годом позднее Лермонтова, определяясь в гвардейские уланы, я поступил в ту же школу и познакомился с ним, как с товарищем. Вступление его в юнкера не совсем было счастливо. Сильный душой, он был силен и физически и часто любил выказывать свою силу. Раз после езды в манеже, будучи еще, по школьному выражению, новичком, под стрекаемый старыми юнкерами, он, чтоб показать свое знание в езде, силу и смелость, сел на молодую лошадь, еще не выезженую, которая начала беситься и вертеться около других, лошадей, находившихся в манеже. Одна из них ударила Лермонтова в ногу и расшибла ему ее до кости. Его без чувств вынесли из манежа. Он проболел более двух месяцев, находясь в доме своей бабушки Е.А. Арсеньевой, которая любила его до обожания. Добрая старушка, как она тогда была огорчена и сколько впоследствии перестрадала за нашего поэта. Все юнкера, его товарищи, знали ее, все ее уважали и любили. Во всех она принимала участие, и многие из нас часто бывали обязаны ее ловкому ходатайству перед строгим начальством. Живя каждое лето в Петергофе, близ кадетского лагеря, в котором в это время обыкновенно стояли юнкера, она особенно бывала в страхе за своего внука, когда эскадрон наш отправлялся на конные ученья. Мы должны были проходить мимо ее дачи, и всегда видели, как почтенная Старушка, стоя у окна, издали крестила своего внука и продолжала крестить всех нас, пока длинною вереницею не пройдет перед ее домом весь эскадрон и не скроется из виду.

В юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя некоторые из них не очень любили его за то, что он преследовал их своими остротами и насмешками за все ложное, натянутое и неестественное, чего никак не мог переносить. Впоследствии и в свете он не оставил этой привычки, хотя имел за то много неприятностей и врагов. Между юнкерами он особенно дружен был с В. А: Вонлярлярским (известным беллетристом, автором «Большой барыни» и проч.), которого любил за его веселые шутки. Своими забавными рассказами Вонлярлярский привлекал к себе многих. Бывало, в школе, по вечерам, когда некоторые из нас соберутся, как мы тогда выражались, «поболтать», рассказы Вонлярлярского были неистощимы; разумеется, при этом Лермонтов никому не уступал в остротах в веселых шутках.<...>

Вовсе не желая к воспоминанию о смерти Лермонтова примешивать мелодраматизма, которого при жизни своей он не терпел, ненавидя всякие эффекты, я невольно должен передать одну подробность о его конце, сообщенную мне П. А. Гвоздевым. 15 июля, с утра еще, над городом Пятигорском и горою Машук собиралась туча, и, как нарочно, сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолета поверг Лермонтова на землю.

 

Константин Христофорович Мамацев (1816-1900)

«Я хорошо помню Лермонтова в как сейчас вижу его перед собою, то в красной канаусовой рубашке, то в офицерском сюртуке без эполет, с откинутым назад воротником и переброшенною через плечо черкесскою шашкой, как обыкновенно рисуют его на портретах. Он был среднего роста, с смуглым или загорелым лицом и большими карими глазами. Натуру его постичь было трудно. В кругу своих товарищей, гвардейских офицеров, участвующих вместе с ним в экспедиции, он был всегда весел, любил острить, но его остроты часто переходили в меткие и злые сарказмы, не доставлявшие особого удовольствия тем, на кого были направлены. Когда он оставался один или с людьми, которых любил, он становился задумчив, и тогда лицо его принимало необыкновенно выразительное, серьезное и даже грустное выражение; но стоило появиться хотя одному гвардейцу, как он тотчас же возвращался к своей банальной веселости, точно стараясь выдвинуть вперед одну пустоту светской петербургской жизни, которую он презирал глубоко. В эти минуты трудно было узнать, что происходило в тайниках его великой души».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar