Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 19. Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе
25.10.2017, 20:16

Цели урока: работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана.
Дополнительная литература для учащихся: статьи о Гоголе в «Энциклопедии юного филолога».
Теория литературы: художественная деталь.
Оборудование: портрет писателя.

Ход урока
I. Слово учителя.
Николай Васильевич Гоголь — одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины ХIХ в. Вторую половину столетия часто называют «веком прозы». Его воздействие на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было.
Гоголь — одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.
Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы — отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Гоголь вызывает столкновение мнений, споры, имеющие не академическое значение. Его творчество, воодушевленное жаждой познания России и русского человека, — живое явление современности. «Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему — «заколдованному месту» русской литературы — может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.
— Что известно из произведений Гоголя? Что понравилось?
(«Ночь перед Рождеством». Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

II. Доклады.
Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу работы над статьей учебника.
Ученики читают учебник на стр. 95—96 (I-113-116, НИ).
Примерный план статьи учебника.

1. Родина и родители Н. В. Гоголя. Сообщение учащегося.
Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих первых повестей («Вечера на хуторе...»). Здесь, в Диканьке, показывали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушкина), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происходили свидания Мазепы с Матреной. В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, — все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя.

2. Нежинская гимназия высших наук. Сообщение учащегося.
Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, особенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кроме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока связывает с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.

3. Встреча с Пушкиным. Сообщение учащегося.
По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литераторов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831 г. у Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо приветствовал выход в свет «Вечеров на хуторе...»: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия...!» — пишет он. В 1833-34 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся особенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои творческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинаниях, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею «Мертвых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин.

4. Повесть «Тарас Бульба». Сообщение учащегося.
Повесть «Тарас Бульба» — результат серьезного увлечения Н. В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт профессором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В повести речь идет о борьбе Украины с иноземцами в период создания национальной государственности.
В 1835 г. он написал первый вариант повести, и она вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов. (См. «Тарас Бульба», монолог Тараса о любви русского человека к своей земле.)

5. «Ревизор» — великая комедия Гоголя об общественных нравах и о чиновничьей России. Сообщение учащегося.
Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать с одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». «Авторская исповедь».

6. Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» — поэма в прозе.
Поэма «Мертвые души» стала главным делом в жизни Гоголя.

7. Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя — в мастерстве языка и создании художественной детали. Сообщение учащегося.
Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в донском монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 г. останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал исключительно сильное влияние на русскую литературу. Его называли основателем «натуральной школы», позднее другой писатель, Ф. М. Достоевский, скажет о «двух направлениях в русской литературе: пушкинском и гоголевском».

III. Словарная работа.
Запись в тетрадь понятия «художественная деталь».
Художественная, деталь — деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.
В качестве иллюстрации приводится отрывок из сцены борьбы и пленения Тараса, когда он поднимает люльку.
— Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?
(Люлька для Тараса – часть его жизни, его свободы, его веры, поэтому он рискует свободой и поднимает люльку, чтобы она не досталась врагу).
— Найдите примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер других персонажей повести: сыновей Тараса. Какие детали их облика, их поведения характеризуют их ярко и лаконично?
Ученикам предлагается перечитать следующие отрывки повести: приезд Остапа и Андрия к отцу, рассказ об их жизни в бурсе, их взаимоотношениях с товарищами.
Нередко художественная деталь полностью исчерпывает характеристику образа, однако, мы должны научиться давать по произведению полную характеристику персонажа.
— Найдите план характеристики героя произведения в справочном разделе учебника. Какое из значений слова «герой» мы можем применить к Тарасу, Остапу, Андрию и другим персонажам?

IV. Характеристика героя.
Учащиеся с помощью учителя пытаются устно по данному плану охарактеризовать одного их героев повести.

Домашнее задание.
1. Художественный пересказ одной из глав повести Гоголя «Тарас Бульба». (Вариант: от лица кого-либо из персонажей).
2. По плану характеристики героя литературного произведения написать краткий рассказ об одном из персонажей повести. Отрывок о степи.
3. Прочитав повесть расскажите о том, что мы узнаем о герое по его поступкам (сюжетно-динамическая характеристика), а что из рассказов автора (прямая характеристика), из косвенных средств создания образа героя (сопоставление с другими героями).

Информация для учителя1
Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, что на Украине. Гоголи были типичной помещичьей семьей, владевшей 1000 десятин земли и 400 душ крепостных. Детские годы будущий писатель провел в родительском имении Васильевка. Оно находилось в Миргородском уезде рядом с легендарной Диканькой, имя которой писатель обессмертил в своей первой книге.
В 1818 г. Гоголь вместе с братом Иваном год с небольшим учился в Миргородском поветовом училище. После смерти брата отец забрал его из училища и готовил к поступлению в местную гимназию. Однако было решено отправить Гоголя в Гимназию высших наук в г. Нежин соседней Черниговской губернии, где он обучался в течение семи лет — с 1821 по 1828 г. Здесь Гоголь впервые познакомился с современной литературой, увлекся театром. Ко времени пребывания в гимназии относятся и его первые литературные опыты.
Пробой незрелого пера стала «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен», подражательное романтическое произведение. Но именно на него начинающий писатель возлагал особые надежды. Приехав в конце 1828 г. в Петербург «искать места» чиновника, Гоголь был вдохновлен тайной мыслью: утвердиться на петербургском литературном Олимпе, встать рядом с первыми писателями того времени — А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. А. Дельвигом.
Уже через два месяца после приезда в Петербург Гоголь опубликовал (без указания имени) романтическое стихотворение «Италия» («Сын Отечества и Северный Архив». Т. 2. № 12). А в июне 1829 г. юный провинциал, чрезвычайно честолюбивый и самонадеянный, издал извлеченную из чемодана поэму «Ганц Кюхельгартен», потратив на это большую часть родительских денег. Книга была опубликована под «говорящим» псевдонимом В. Алов, намекавшим на большие надежды автора. Они, однако, не реализовались: отзывы на публикацию поэмы были отрицательными. Потрясенный Гоголь уехал в Германию, но предварительно забрал в книжных лавках все экземпляры книги и сжег их. Литературный дебют оказался неудачным, а нервный, мнительный, болезненно самолюбивый дебютант впервые проявил то отношение к неудачам, которое потом будет повторяться всю жизнь: сожжение рукописей и бегство за границу после очередного «провала».
Возвратившись из-за границы в конце 1829 г., Гоголь поступил на государственную службу — стал заурядным петербургским чиновником. Вершина чиновничьей карьеры Гоголя — помощник столоначальника в Департаменте уделов. В 1831 г. он покинул ненавистную канцелярию и благодаря протекции новых друзей — В. А. Жуковского и П. А. Плетнева — вступил на педагогическое «поприще»: стал преподавателем истории в Патриотическом институте, а в 1834—1835 гг. занимал должность адъюнкт-профессора по кафедре всеобщей истории в Петербургском университете. Однако на первом плане у Гоголя — занятия литературным творчеством, его биография даже в годы чиновничьей и педагогической службы — это биография писателя.
В творческом развитии Гоголя можно выделить три периода:
1) 1829—1835 гг. — петербургский период. За неудачей (публикация «Ганца Кюхельгартена») последовал шумный успех сборника романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832). В январе — феврале 1835 г. вышли сборники «Миргород» и «Арабески»;
2) 1835—1842 гг. — время работы над двумя важнейшими произведениями: комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души». Начало этого периода — создание первой редакции «Ревизора» (декабрь 1835 г., поставлена в апреле 1836 г.), завершение — издание первого тома «Мертвых душ» (май 1842 г.) и подготовка «Сочинений» в 4-х томах (вышли из печати в январе 1843 г.). В эти годы писатель жил за границей (с июня 1836 г.), дважды посетив Россию для устройства литературных дел;
3) 1842 — 1852 гг. — последний период творчества. Главным его содержанием стала работа над вторым томом «Мертвых душ», проходившая под знаком напряженных религиозно-философских исканий. Важнейшие события этого периода — публикация в январе 1847 г. публицистической книги «Выбранные места из переписки с друзьями» и сожжение Гоголем в феврале 1852 г. личных бумаг, в числе которых была, по-видимому, и рукопись второго тома поэмы.
 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar