Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 19 ЗНАКОМСТВО С ПОЭЗИЕЙ Г. Р. ДЕРЖАВИНА. ЕЕ СВОЕОБРАЗИЕ
09.10.2016, 10:33

 

Урок 19

 

ЗНАКОМСТВО С ПОЭЗИЕЙ Г. Р. ДЕРЖАВИНА. ЕЕ СВОЕОБРАЗИЕ

 

Знания на уроке: понимание Державиным назначения поэзии в служении истине; изменения в содержании и языке поэзии Державина.

Словарная работа: внутренняя жизнь, гений, добродетель,монарх.

 

ХОД УРОКА

I. Повторение: особенности поэзии М. В. Ломоносова.

1. Как понимал цель поэтического творчества М. В. Ломоносов? (Видел назначение поэзии в служении обществу, Родине, развитии национальной культуры).

2. Каковы особенности жанра поэзии Ломоносова и поэтического языка?

3. Чем объясняется отсутствие личного начала в поэзии Ломоносова?

4. Выразительное чтение наизусть отрывка из оды «На день восшествия...».

 

II. Сведения о жизни и литературной деятельности Г. Р. Державина.

Учащиеся используют для ответа статью из учебника и дополнительные материалы.

Перед тем как читать стихи Державина, учащимся следует объяснить, что великий поэт считал содержанием искусства — служение не обществу, как служил ему Ломоносов, а истине. Истина, в понимании Державина, — это естественный закон существования. Образцом такого существования для Державина была природа, потому что она создана Богом. «Следуйте природе», — говорил он, имея в виду общие законы жизни природы и человека — естественность (правду и свободу). Но люди не всегда соблюдают законы природы.

Прочитать стихотворение «На птичку».

Объяснить иносказательный смысл четверостишия. Чем отличается содержание и поэтическая речь стихотворения Державина от од Ломоносова?

Прочитать стихотворение «Признание».

Задание.

1. К внешней или внутренней жизни человека относится слово «признание», служащее названием стихотворения.

Признаться — «открыто объявить, признать что-нибудь, касающееся себя»[1].

2. Найти в тексте и другие слова, касающиеся внутренней жизни человека.

Учащийся выстраивает лексический ряд из таких слов: притворяться, любил, думал, гений (дух, божество), Бог и т. д.

3. Найти слова, выражающие нравственные ценности лирического героя. «Чистосердечье», «Сердце человечье»,«Бог» и пр.).

4. Выделить гражданскую тему. Каким содержанием она наполняется? Автор хотел бы видеть монарха образцом нравственности:

 

Добродетельми казались

Мне они равны богам.

 

Добродетель — «всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру»[2].

Автор хотел бы оставить в памяти потомков великие победы и имена достойных людей:

 

Думал перелить в потомки

Души их...

 

5. В чем же признается поэт? В жизни нет мудрецов, идеальных царей и поэтов. Есть люди, заблуждающиеся, но находящие силы преодолеть заблуждения, чтобы снова искать истину.

Творчество Г. Р. Державина имело громадное значение в истории русской литературы. Лирический герой Державина — человек, наделенный живым характером, чувствами и переживаниями, вызванными конкретными обстоятельствами и событиями личной жизни. Предмет его поэзии — внутренний мир личности.

Поэтическая речь тоже претерпевает в связи с этим изменения: Державин избегает высокого слога, пользуется лексикой из разговорного языка, шуткой, иносказанием.

 

 

 

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ ХIХ ВЕКА. ВЗГЛЯД НА ПРОШЛОЕ

 

А. С. ПУШКИН

Современная Пушкину критика находила, что «Полтава» — произведение не цельное, двойственное. В частности, на такой точке зрения стоял Белинский.

В «Полтаве» переплетались мотивы лирической поэмы и в духе романтических поэм молодого Пушкина и мотивы исторической эпопеи о Петре Великом. Полного равновесия между сюжетом, в центре которого стоит Мария и ее любовь, и событиями, связанными с образом Петра, в центре которого стоит картина Полтавского боя, Пушкин не достиг.

Само название «Полтава» подчеркивает историческую, эпическую линию поэмы.

В заметках о «Полтаве» Пушкин писал, что самая зрелая изо всех его стихотворных повестей та, в которой почти все оригинально, — «Полтава», которую «Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал»[3].

Это написано в 1830 году, значит, Пушкин в 1830 г. считал «Полтаву» лучшей и притом наиболее оригинальной из своих поэм.

В центре «Полтавы» — образ Мазепы. Его любовь и честолюбивые замыслы не только определяют совокупность сюжетного материала поэмы, но и связывают в единый узел обе линии, романтическую и «политическую». Поэма объединена и построена вокруг одного героя, но все же это историческая поэма.

В сюжетной линии Полтавы Мазепе противопоставлены две группы героев: в любовно-семейной линии — Мария, Кочубей, молодой казак; в политической и военной линии — Петр и Карл. Осуждение Мазепы производится через противопоставление ему Петра.

Петр выступает как идеальный военачальник, и победа его предрешена заранее, она предчувствуется уже во всем облике Петра. Сила Петра и правда его в том, что он творит общегосударственное дело, в том, что он воздвигает себе памятник в гражданстве северной державы, в ее воинственной судьбе для Петра, как и для его войска, битва — это тяжкое, но необходимое для России дело, это труд, подобный полезнейшему и самому народному труду пахаря:

«Как пахарь, битва отдыхает». Петр обращается к своим воинам также, как говорят с людьми, приступал к работе: «За дело, с богом».

Петр не одинок, а окружен своими товарищами, «сынами», которые видят в нем своего вождя.

В противопоставлении Петру дан в «Полтаве» Карл. «Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной» — отсюда и слабость Карла перед боем.

 

[1]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1981, с. 524.

[2]Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 1. М., Прогресс, 1994, с. 1103.

[3]Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 6 томах. Т. II, М., Худ. лит., 1949, с. 605.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar