Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 1 ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ЛИТЕРАТУРЫ. ЛИЧНОСТЬ АВТОРА, ЕГО ТРУД, ПОЗИЦИЯ И АВТ
09.10.2016, 10:27

Урок 1

 

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ЛИТЕРАТУРЫ.

ЛИЧНОСТЬ АВТОРА, ЕГО ТРУД, ПОЗИЦИЯ

И АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЯМ

 

Знания на уроке: понятие об искусстве, представление о художественном образе и художественной действительности.

Словарная работа: идеал, эстетический идеал, объективная действительность, субъективное отношение.

 

ХОД УРОКА

I. Знакомство учащихся с учебником литературы для 7 класса.

Учитель может кратко охарактеризовать курс литературы в 7 классе, подчеркнув, что большие по объему произведения в хрестоматию не вошли. Повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», М. Горького «Детство», а также книги, например; для уроков внеклассного чтения, учащиеся должны брать в библиотеках.

На первом же уроке стоит познакомить учащихся с расположением в хрестоматии разделов «Справочные материалы».

 

II. Изображение человека как важнейшая задача литературы.

1. Повторение понятия об искусстве, работа со словарем.

Литература — вид искусства.

Искусство — творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах[1].

Образ — в литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления[2].

Из определения следуют важные выводы.

Вывод 1. Художественная действительность не равна обыкновенной копии жизни. Это преображенная действительность,оцененная с позиций эстетического идеала.

Вывод 2. Художественный образ — это не только образ героя, но и образ природы, времени, жизни определенной эпохи и т. д.

2. Понятие об эстетическом идеале.

Эстетический идеал — это совершенство, представление о прекрасном в человеческой жизни. Поэтому в искусстве к объективному привносится субъективное отношение автора к изображенной им действительности.

Искусство — мир глазами человека и человек глазами автора. Изображение человека — важнейшая задача литературы.

 

III. Работа с учебником: статья «Читайте не торопясь

 

 

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

БЫЛИНЫ

 

Материал к теме: Аникин В. П. Русский богатырский эпос. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1964.

Любое племя на земле владело в детстве поэтическим зеркальцем, где причудливо, у каждого по-своему, отражался мир; так первые впечатления бытия слагались в эпос, бесценное пособие к познанию национальной биографии наравне с останками материальной культуры.

Леонид Леонов

 

Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется прежде всего высокими художественными достоинствами эпоса.

Былины должны быть отнесены к разряду песен древнего эпического склада.

(Областное название на Севере: старина).

В «Слове о полку Игореве» есть выражение «былины сего времени».

Историко-хронологические пределы формирования и развития былин должны быть раздвинуты в глубину «докиевской Руси и одновременно ото двинуты назад от новой и новейшей истории».

Древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям IX в., а наиболее поздние — к ХIII в.

Чем отличается былина?

1. Ей не свойственна точная передача исторических фактов.

2. Былины запечатлевают историческую реальность в обобщенных образах.

3. Эпос передает понимание истории, вскрывает исторический смысл событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за государственную независимость.

4. Былины позволяли угнетенным чувствовать нравственное превосходство над угнетателями. Богатырь и богатырство обладали силой примера. Редкий из крестьянских подростков не играл в богатырей.

Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством умом, нравственным кодексом.

Наука называет былины героическим эпосом. Героика — не тематическая характеристика былин, но как примета их жанра.

Былина — патетическое, торжественное песнопение, повествующее о великих деяниях необыкновенных людей.

С таким свойством былин связана их песенно-стихотворная форма.

Итак, былины — это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.

I. Древнейший период в истории былин.

Мифологическая основа былин о Святогоре. Образ былинного Волха в его связях с мифологией. Мифологические традиции в былинах о Дунае.

II. Киевский период в истории былин.

Главный герой эпоса — Добрыня. Былина о Добрыне и Настасье. Добрыня — борец за нерушимость границ Руси.

III. Владимиро-Суздальский период в истории былин.

Среднерусское происхождение Ильи Муромца и выдвижение его на первое место. Развитие демократических начал эпоса. Общерусские тенденции былины «Илья и Соловей Разбойник».Дорога на Киев. Соловей и брынские леса.

Ростовский богатырь Алеша. Алеша и Тугарин. Омрачение образа богатыря.

IV. Галицко-Волынские, Новгородские и другие областные тенденции вистории былин.

Псковско-новгородские — былина о Вольге и Микуле.

 

Былина о Вольге и Микуле

Былина о Вольге и Микуле — новгородская. Исследователь академик В. Я. Пропп относит ее возникновение к ХIV—ХV вв., но основа былины возникла раньше — в ХI—ХII вв. и именно в пределах Новгородской земли. Так думать заставляет идея былины — важнейший критерий исторического и местного приурочения всякого эпического произведения.

Идея былины раскроется во всей ее конкретности в связи с действительностью Новгородской Руси, если разобраться в сюжетной коллизии.

Князь Вольга Святославович, приходящийся в былине дядей Владимиру Красное Солнышко, получил от стольного киевского князя три города — Турчевец, Ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за получкой — за данью. В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь спрашивает, куда едет князь, а узнав, рассказывает, какие люди живут в городах, пожалованных князем Владимиром. Был пахарь в тех местах «третьёво дни» вез оттуда соль, а местные мужики-разбойники напали на пахаря: стали с него «грошей просить». «Подорожными грошами» былина именует:

а) пошлину, которую взимают с путников горожане;

б) так иронически называют грабеж.

Рассказал пахарь Вольге и то, как он побил своих обидчиков. Князь Вольга сразу предлагает Микуле ехать в товарищах к тем городам. Пахарь охотно соглашается, и, судя по тому, как разворачиваются дальнейшие события, его участие было совершенно необходимо.

Дружине князя была бы не под силу борьба с разбоем. Это ясно из того, как дружинники князя дергают из земли соху пахаря. Пахарь, отъехав от пашни, подумал, что нельзя оставлять соху в поле, в борозде: еще позарится на нее кто-нибудь из своей братии — мужиков. Вертят могучие дружинники соху за обжи, а справиться с ней не могут. Пришлось пахарю вернуться: выдернул он ее из борозды одной рукой, из омешиков-лемехов землю повытряхнул и бросил соху за ракитовкуст. Снова в пути Вольга и пахарь. Видит князь, что его конь не чета соловой кобыле пахаря. Отстал Вольга с дружиной. Дивится князь пахарю, спрашивает, как его зовут, кто он. Многие варианты на этом и обрывают песенное повествование, но это не конец былины. Завершением, которое только и может раскрыть ее идею, является рассказ о том, как Вольга с Микулой приехали в жалованные города. Стали они по городу похаживать. А горожане стали поговаривать: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, кто третьёво дни у них был и их побил.

А мужички-то стали собираться,

Собиратися они да думу думати;

Как бы прийти и извинитися,

А им низко поклонитися.

 

И Вольга назначает в своих городах наместником Микулу.

В других вариантах былин дружина Вольги без Микулы погибла бы. Горожане устроили засаду Вольге — разобрали мосты. Микула спас князя. Потом пахарь угощал Вольгу у себя и после угощения отпустил в Киев. Так Микула оказался не только сильнее, но и мудрее Вольги. Его превосходство тем разительнее, что князю с детства «похотелося» много мудрости. Не случайно многие варианты былин о Вольге открываются эпическим повествованием о чудесном рождении князя, известном из былины о Волхе Всеславиче. Смысл былины заключается в том, что власть и дары киевского стольного князя не имеют никакого значения в тех местах, где живет Микула. Все решает местная сила, ее отношение к актам пожалования, совершаемым киевским князем. Вольга с дружиной могли воочию убедиться, кто в краю Микулы хозяин положения. Узнав истинное соотношение сил, Вольга почитает за лучшее наместником посадить Микулу и вернуться в Киев.

Такая идея могла принадлежать только Новгородскому краю. Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам, а не те, которые самовластно принимал столичный киевский князь.

Есть и еще доказательства новгородского происхождения былины. Вс. Миллер: «Это точная картина северной пахоты — в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой, где пашня сплошь усеяна валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при пахании.

Только соха чудесного пахаря Микулы Селяниновича могла великие камни вывертывать и в борозду валить. Вывертывание кореньев тоже указывает на северные нивы, расчищенные среди леса, а не на привольные, обширные пахотные пространства на южном черноземе».

Былина, поставившая новгородца Микулу над дядей киевского князя — Вольгой Святославовичем, запечатлела тот период в истории Великого Новгорода, когда он особенно настойчиво боролся с киевскими князьями за независимость в середине ХII в.

В свое время эта былина звучала как политическое произведение, откликнувшееся на злобу дня. Вместе с тем былина, выражающая интересы Новгорода, не стала произведением, отстаивающим интересы новгородского боярства.

Былина противопоставила родственнику киевского князя не боярина, а пахаря, который на стороне киевской власти лишь тогда, когда она отстаиваетпорядок и в Новгородской земле, борясь с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан все необходимое, соль в том числе.

Таким образом, будучи областной, новгородской, былина одновременно оставалась демократической, так как противопоставила князю пахаря.

Со временем в былине стерлись приметы некогда актуальной политической областной ориентации. Классово-социальная идея стала преобладать над областной. Ослабление новгородской идеи заменялось поэтизацией крестьянского труда. Былина внушает уважение к черному, тяжкому труду землепашца.

Поэтизация труда пахаря дана в традициях эпоса. Микула пашет на необыкновенной сохе, гужи у него шелковые, омешики булатные, присошечек — серебряный, рогачик из чистого золота. Сам пахарь в сапогах «зелен сафьян», в кафтане черного бархата и других нарядных одеждах.

 

[1]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1981, с. 219.

[2]Там же, с. 372.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar