Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 21 ПОЭМА «ПОЛТАВА» (ПЕСНЬ 3). ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
09.10.2016, 10:34

 

Урок 21

 

ПОЭМА «ПОЛТАВА» (ПЕСНЬ 3). ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

 

Литературные знания: повторение понятия о высоком слоге, авторское отношение к героям, идея произведения.

Словарная работа: идеальный, честолюбивый, божественное провидение.

 

ХОД УРОКА

I. Образ Петра Великого.

1. Предстает ли Петр справедливым человеком в истории с доносом Кочубея на Мазепу?

2. Как характеризуют Петра его действия в связи с выступлением против него Карла ХII? Откуда видно, что Петр как полководец со времени поражения под Нарвой прошел большой путь?

3. Как характеризует Мазепа Карла ХII? Почему считает, что «не ему вести борьбу с самодержавным великаном»? Как понять выражение «как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном»? (В поведении Карл ХII руководствуется только своим желанием).

4. Как Мазепа характеризует Петра? Прав ли он до конца в своей оценке личности русского самодержца? (Прочитать сцену пира после победы и ответить, как ведет себя царь по отношению к поверженному врагу). В силу каких личных качеств Мазепа был не в состоянии постичь натуру Петра? (Мазепа — человек коварный и честолюбивый).

 

II. В поэме «Полтава» Петр I предстает как великая личность. Для доказательства используйте следующие строки:

 

1. ...Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

 

2. И озабоченный войной...

Донос оставя без вниманья,

Сам царь Иуду утешал...

 

3. Между скалами чутко дремлют

Враги России и Петра.

 

4. Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

 

Учащиеся легко заметят, что в тексте Петр I предстает как государственный деятель, озабоченный делами страны. Петр и Россия в поэме отождествляются.

 

III. Как следующие цитаты раскрывают масштаб значимости деяний Петра?

 

1. Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!»…

 

2. ...Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

 

(Петра вдохновляет божественное провидение, он выступает носителем исторической воли).

 

IV. Кого оставляет в памяти история? Что в поэме говорится о Мазепе, Карле ХII и других героях? (Персонажи действуют, движимые личными чувствами, которые уводят их от поступков ради общих и больших дел). Почему остался в народной памяти «герой Полтавы»? Какова идея произведения?

Царь-патриот совершил вместе с народом национально-исторический подвиг, утвердив Россию в войне со Швецией как великую державу. действуя во имя интересов страны, он остался в памяти ее истории. Большие дела во благо Родины оставят память о себе на века.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar