Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 24 ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК».
09.10.2016, 10:35

Урок 24

 

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ А. С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК».

 

Знания на уроке: своеобразие жанра «Медного всадника», литературные традиции, композиция произведения, лексические средства и тропы в стихотворном тексте, конфликт.

Словарная работа: объяснить смысл словосочетаний: «историческая необходимость», роль личности в истории, конфликт личности и государства.

 

ХОД УРОКА

1. Вступление к повести «Медный всадник

1. Задание. Найти в словаре определение жанра повести. В чем своеобразие повести «Медный всадник»?

2. Найти в словаре определение композиции произведения. Вспомнить элементы композиции сюжета:

а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта);

б) развитие действия;

в) кульминация;

г) развязка;

д) обязательные обрамляющие элементы — пролог и эпилог.

Как начинается повесть «Медный всадник»?

Автор называет произведение повестью, достоверность событий которой подчеркивает «Предисловие». Предисловие следует прочитать[1].

Есть ли в композиции сюжета повести обрамляющий элемент? Как он назван А. С. Пушкиным?

II. Анализ текста «Вступления».

1. Найти в первой строфе фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.

А. С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрупняет» и личность героя — «... он, дум великих полн...», дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.

2. С какой целью автор употребляет местоимение «мы», раскрывая замысел Петра построить новый город?

3. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

Учащиеся должны убедиться, что вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы, приемы ораторского искусства (звуковая организация речи, повелительные интонации, торжественность и т. п.). В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

4. Какие через «сто лет» стороны преобразовательной деятельности Петра отмечает Пушкин в строках:

 

«…и юный град...

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов...

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод...»?

 

Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта — истории и личности.

Работа со словарем. Найти определение конфликта.

В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека, судьбу которого определяют результаты преобразований Петра I.

 

[1] Приводим текст предисловия.

«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Верхом» (А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 6 томах. Т. II, М., Худ. лит., 1949, с. 525).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar