Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 25 КОНФЛИКТ В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
09.10.2016, 10:35

Урок 25

 

КОНФЛИКТ В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

 

Знания на уроке: жанровое своеобразие произведения, конфликт повести, неоднозначность авторского отношения к героям.

Словарная работа: проблема, кумир, историческая необходимость.

 

ХОД УРОКА

I. Как раскрывается образ Евгения через сопоставление его «дум» («О чем же думал он?») с монологом Петра I («И думал он...»)?

Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти.

 

II. Как это противопоставление подчеркивается стилистически?

Повествование о Петре I ведется в жанре оды, о Евгении — сниженным слогом, с упоминанием множества бытовых деталей, воссоздающих образ жизни обычного человека в городе, по строенном Петром.

 

III. Описание наводнения занимает основное место в первой части повести.

1. Внезапно ли оно для Евгения?

Внезапно. Засыпая, он желает, «чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито». Герой не теряет надежды на благополучный исход событий.

2. А теперь сопоставим описание разбушевавшейся стихии с двойной авторской оценкой замысла Петра построить город. Как во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира?

Наводнение должно пониматься как возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие. Это событие служит завязкой действия.

3. Какие взаимоотношения человека с природой нормальны? Их утверждает другой образ — всадника на площади Петровой — «на звере мраморном верхом... сидел недвижный, страшно бледный Евгений».

4. Чем отличается его отношение к стихии? Причинила ли она вред ему лично?

Не причинила, потому что Евгений смиренно пережидал бурю. Но по отношению к городу Нева воплощает враждебное начало. Ее удалось укротить на время, но не победить навсегда. Это уже относится к теме Петра I.

Что еще наводит ужас на Евгения после гибели невесты? За что Медный всадник преследует Евгения? Каков символический смысл этой сцены? Какое место в развитии сюжета она занимает? Удалось ли стихии, в свою очередь, уничтожить созданное народом по воле великого человека?

Таким образом, А. С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar