Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 26 А. С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
09.10.2016, 10:35

 

Урок 26

 

А. С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

 

Знания на уроке: понятие о балладе, роль жанра, использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий.

Словарная работа: лексика «Песни», обычаи, традиции, фольклорные традиции, литературные традиции.

 

ХОД УРОКА

I. А. С. Пушкин в поисках доказательств правоты своих взглядовна явления и события современной ему жизни часто обращалсяв своем творчестве к истории.

«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздает эпоху княжения Олега.

 

1. Задание. Прочитать «Сказание о смерти Олега от коня». С какой целью А. С. Пушкин обратился к этой легенде? В ответе использовать статью из учебника.

2. Чтение «Песни». Отметить средства поэтической выразительности: славянизмы, постоянные эпитеты (фольклорные традиции), торжественная неторопливость речи (ода).

Уточнить лексическое значение некоторых слов (например, «вещий» и т. д.).

Каким слогом написано стихотворение? Учащиеся имеют основания сделать вывод о том, что произведение написано высоким слогом.

 

II. Почему «Песнь» нельзя считать одой? Учащиеся вспоминают о предмете содержания од Ломоносова, убеждаются в том, что «Песнь» — о человеке и его судьбе.

«Песнь» — баллада. Жанр баллады, как и всякий другой жанр, имеет свои характерные черты.

1. В балладах поэты часто обращались к историческому прошлому.

Задание. Найти в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Учащиеся отметят об упоминании исторически достоверных походов Олега, действительно существовавших вдревней Руси обычаях и традициях (тризна, пиры, отношение дружинника к коню).

2. Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.

Учащиеся должны убедиться, что «Песнь» по содержанию соответствует и этой особенности жанра: кудесник обладал таинственным чудесным даром предвидения.

3. Обилие средств художественной выразительности в балладе объясняется особенностями ее содержания.

Учащиеся еще раз возвращаются к языку произведения.

 

III. Задание. Прочитать в разделе учебника «Справочные материалы» статью В. Коровина «Баллада».

Какой смысл вкладывал А. С. Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега?

 

А. С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ».

ЧЕРТЫ ИСТОРИИ И СЛАВЯНСКОЙ ДРЕВНОСТИ

 

Тема Песни» — столкновение могучего князя с «вдохновенным кудесником», пророком. Сложность, многоплановость стихотворения.

Историческая основа образа «вещего Олега». (См. Рыбаков Б. А. «Киевская Русь и русские княжества ХII—ХIII вв.», М., 1982).

На рубеже IХ—Х вв. Олег овладел Киевом, уничтожил династию Киевичей. Совершил во главе славянского войска удачный поход на Царьград. По преданию, Олега «уклюнула змея», и он умирает «неведомо где».

1. Пушкин намекает на «доблесть Олега» — обрек «мечам и пожарам» нивы и села.

2. Встретив кудесника, князь высокомерно требует, а не просит «открыть правду».

3. По верованиям древних славян убитый в загробном мире становится рабом убийцы.

Пророчество:

смерть не от ран — как воин;

не от болезни и старости — как праведник;

смерть от коня.

4. Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.

5. Не изменился Олег и с годами. Презрение к кудеснику, насмешливость. Наступает ногой на череп коня.

 

 

 

Предлагаем второй вариант урока 26

Оформление урока.

1. Словарь:

вещий — пророческий, предвидящий будущее;

вдохновение — творческий подъем, прилив творческих сил;

жрец — служитель божества;

праща — древнее ручное боевое оружие для метания камней.

2. Карта — Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI—ХI вв.

а) Вспомним, что такое летопись, как жанр.

б) Что такое жанр?

в) Когда стали появляться летописи?

г) Чем сейчас нам интересны летописи?

Летопись — исток древнерусской литературы.

В основе «Песни о вещем Олеге» лежит летопись. С каким героем она связана? С князем Олегом, который хитростью покорил Киев.

Отрывок из летописи, приведенный в учебнике:

а) звучит на древнерусском языке;

б) пересказ;

в) инсценировка; дадим определение баллады.

Что общего у летописи и баллады? Обе основаны на историческом событии. В чем разница? Летопись — проза, баллада — поэтический текст.

Можно ли инсценировать летопись?

В балладе используется много средств художественной выразительности.

Эпитеты ли: княжеский дар, царьградская броня?

Олицетворение: ковши шипят, годы таятся, дожди моют.

Сравнения: змея — лента.

Метафора: товарищ, слуга — к коню.

Чем же отличается летопись от баллады? Подсказка: характеристика героев.

Каким вы представляете Олега? Добрый. Трогательная любовь к коню. Уважал старших. Вежлив. Щедрый — предлагает коня.

Есть ли отрицательные черты? Гордый. Человек, привыкший к власти. Воинственный: Селы и нивы... обрек он мечам и пожарам» — это жестоко. В разговоре с кудесником князь груб.

А кудесник? Бескорыстный, смелый, независимый: Правдив и свободен мой вещий язык». Божий дар.

К кому в большей степени относится слово «вещий»? На чьей стороне автор? Автор на стороне кудесника.

Сложный момент урока. 1822 г. Южная ссылка. Почему Пушкин обращается к далекой старине? Мало интересного давала современность? История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте? В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

Какова же главная мысль этого произведения?

 

А. С. ПУШКИН «БОРИС ГОДУНОВ»

 

Пушкин начал писать «Бориса Годунова» в конце 1824 г. и работал над трагедией упорно и сравнительно с обычными пушкинскими темпами долго — трагедия была закончена в ноябре 1825 г.

«Борис Годунов» был для Пушкина итогом глубоких размышлений, целым переворотом, воплощением нового, зрелого этапа его развития. Сам Пушкин относился к трагедии с особой авторской привязанностью, придавал ей огромное значение.

В трагедии сопоставлены два типа культуры: Русь и панская, аристократическая Польша. П. В. Анненков в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» писал: «Много и много следует говорить об этих сценах, рисующих нам столкновение двух различных, хотя и одноплеменных народов, в сценах, принадлежащих к редким памятникам, где история, оживленная поэтическим вдохновлением, проходит перед глазами нашими во всей своей яркости, пестроте и жизни...».

В «Борисе Годунове» показано два типа писателя. Первый из них — Пимен. По Пушкину, на Руси в ХVII веке еще нет поэзии, нет литературы в новом европейском понимании. Литература для России — это прежде всего летопись. Достойно уважения самое отношение летописца к своему Творчеству как к высокому идейному долгу, накладывающему на писателя величайшую ответственность.

 

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному...

 

В чем же состоит достоинство труда летописца? В том, что писатель на Руси независим в высшем смысле и произносит суд над властителями государства, суд нелицеприятный, суд истории. Пушкин подчеркивает в древнерусской литературе правдивость ее и широкий охват воссоздаваемой эпохи.

Летопись, по Пушкину, — это и изображение, и голос истории, народа в целом. Отсюда и величественное течение речи Пимена, и сознание силы идейного могущества его как писателя, не связанного необходимостью угождать сильным мира.

Такому русскому писателю-летописцу противопоставлен в «Борисе Годунове» краковский придворный поэт, сочинитель латинских стихов. Что он пишет? Приветствия для подношения знатным и властителям. Этот поэт — не выразитель истории своего народа. Он и пишет-то на чужом, не народном, мертвом языке. Он не только зависим, он подобострастен, и его искусство унижено лакейством.

Основное в трагедии — проблематика власти и народа. Борис и отношение к нему народа.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar