Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 29 ЗАЧЕТ № 2. БЛОК ПОЭЗИИ ОТ ЛОМОНОСОВА ДО ПУШКИНА
09.10.2016, 10:36

Урок 29

 

ЗАЧЕТ № 2.

БЛОК ПОЭЗИИ ОТ ЛОМОНОСОВА ДО ПУШКИНА

 

Второй блок учебной программы составляют лирические и лиро-эпические жанры: лирическое произведение, баллада, поэма, повесть в стихах.

Учащиеся получают некоторые представления о развитии русской поэзии ХVII — первой трети ХIХ веков. Характер анализа произведений определяется логикой задач обучения литературным знаниям, обозначенным в программе.

Повторяется понятие о лирике и лирических жанрах, прослеживается постепенное усиление субъективного начала в восприятии мира в лирических произведениях и возникновение лироэпических жанров: баллады, поэмы, повести в стихах. Доказывается тесная взаимосвязь содержания и формы произведения:усложнение жанров, способов изображения героев и действительности рассматривается как следствие расширения круга жизненных явлений и проблематики в творчестве писателя.

Таким образом, учащиеся закладывают необходимую базу знаний для формирования основного литературного (специального) умения — умения понимать «язык» художественной формы.

Это значит, что, сопоставляя произведения, имеющие общеев изобразительных приемах, учащиеся обучаются самостоятельно узнавать их в тексте, извлекая тем самым дополнительноезнание — об авторском отношении к изображаемой им действительности.

В связи со сказанным предполагаются следующие обязательные результаты изучения темы.

1. Умение прослеживать в тексте связь предмета содержания поэзии с выбором жанра лирического произведения.

2. Умение прослеживать в тексте лирического и лиро-эпического произведения взаимосвязь жанра со средствами художественной изобразительности.

Необходимые знания

1. Особенности содержания и художественных приемов водах М. В. Ломоносова.

2. Особенности содержания и изобразительных средств впоэзии Г. Р. Державина.

3. Усиление субъективного начала в восприятии мира в русской поэзии.

4. Жанровое разнообразие произведений А. С. Пушкина,сложность проблематики и способов изображения героев и действительности.

Типы заданий к зачету

I уровень трудности заданий.

1. Проследить по тексту особенности содержания и средств выразительности языка в поэзии М. В. Ломоносова (Г. Р. Державина).

2. Черты эпического повествования в «Полтаве» («Медном всаднике», «Песни о вещем Олеге»).

3. Как соотносится (сравнивается автором) образ Петра I с другими персонажами в «Полтаве»? («Медном всаднике»)?

4. Как ставится проблема личности в произведениях А. С. Пушкина? (Или: Какие нравственные вопросы ставит А. С. Пушкин в связи с особенностями изображения героев?).

Предполагается проверка глубины понимания текста: герои и мотивы их поступков, цели и средства их достижения, человек и история, понятие о великом человеке, человек и судьба и пр.

 

II уровень трудности заданий.

1. Чем отличаются стихи Г. Р. Державина от од М. В. Ломоносова?

2. Отметить жанровые особенности «Песни о вещем Олеге» и раскрыть их художественную функцию.

3. Каковы средства изображения Петра I как великой (или героической) личности (в поэме «Полтава» или в «Медном всаднике»)?

4. Чем объясняется использование А. С. Пушкиным усложненных жанров в своем творчестве?

 

 

 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

 

Материалы к теме: З. Я. Рез. Лермонтов в школе. Л., 1963.

 

Биография

Цель уроков по биографии М. Ю. Лермонтова — заинтересовать школьников личностью Лермонтова, вызвать к нему любовь и сочувствие, увлечь красотой его поэтического таланта (характеристика эпохи и творчества — задача старшего концентра). Основной метод этих уроков — живой рассказ учителя, насыщенный конкретными фактами, включающий письма и стихи поэта, воспоминания современников, отрывки из художественных произведений о Лермонтове.

В центре уроков по биографии Лермонтова должны быть не просто факты или хронология жизни Лермонтова, а его личность. Нужно показать поэта как живого человека.

Периодизация жизни М. Ю. Лермонтова.

1. детство в Тарханах (1814—1827 гг.).

2. Московский период (1827—1832 гг.).

Переезд в Москву был вызван необходимостью начинать серьезное образование. Вскоре после приезда Лермонтов поступил в IV класс Московского благородного пансиона при Московском университете. Воспоминания преподавателя А. З. Зиновьева: «Миша учился прекрасно, вел себя благородно, особенные успехи оказывал в русской словесности. Он и прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы».

Еще почти ребенком, за два года до переезда в Москву, он написал более шестидесяти стихотворений и, что особенно удивительно, начал писать поэму «Демон». В эти годы, участь в пансионе и отдыхал летом в Середникове, Лермонтов знакомится с рукописными стихами Пушкина, Рылеева, Полежаева. События 14 декабря 1825 г. осмысливаются им глубже.

В 1830—1832 гг. Лермонтов — студент Московского университета. Многое интересует студента Лермонтова: новейшие течения в науке и история, игра актеров в Московских театрах и последние произведения Пушкина, концерты приезжих музыкантов и судьба поэта Байрона, погибшего за освобождение Греции.

Вместе с тем Лермонтов все больше убеждается, что лекции профессоров далеки от настоящей науки и от окружающей жизни. Знания давал ему не университет, а углубленное и разнообразное чтение.

Оппозиционность студента Лермонтова по отношению к реакционным профессорам, участие в «Маловской истории» привели к тому, что весной 1832 г. ему было «посоветано уйти» из Московского университета. Такая формулировка (фактически означавшая исключение) не дала возможности Лермонтову перейти на третий курс Петербургского университета, и в ноябре 1832 г. поэт принял решение поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он стал военным, и весь строй и уклад его жизни неожиданно изменился.

1832—1836 гг. Из письма М. Ю. Лермонтова А. М. Верещагиной: «... поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели...». Казарменная дисциплина, муштра, отсутствие книг, однообразие повседневных занятий. Лермонтов назовет эти годы «страшными годами».

Воспоминание Меринского: «... В юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя не все его любили...».

Производство в офицеры внесло некое разнообразие в его жизнь. Кроме друзей, никто не знает, что он поэт, он еще только мечтает показать свои произведения Пушкину.

Стихи «Смерть поэта» сделали имя Лермонтова известным и возвестили России, что «Пушкин умер не без наследника». Возникает «дело о непозволительных стихах», окончившееся переводом поэта из гусарского в Нижегородский Драгунский полк и ссылкой на Кавказ.

Жить ему остается четыре года.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar