Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 2 ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ БЫЛИНЫ. БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»
09.10.2016, 10:27

Урок 2

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ БЫЛИНЫ.

БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»

 

Знания на уроке: особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине, их роль в раскрытии идеи произведения.

Повторение: сказка и миф, общее с былиной и отличия в содержании и идее.

Словарная работа: нравственные ценности, понятие о личности, о чувстве собственного достоинства.

 

ХОД УРОКА

1. Повторение. Как переводится на русский язык слово «фольклор»? Какие жанры устного народного творчества изучались ранее? Каковы правила сюжетосложения сказки? Что такое «сказывание»? (Напевная интонация, повторы, постоянные эпитеты и т. д.).

2. Былины имеют много общего со сказками. Сюжет былин, как и сказок, строился по определенным правилам.

Начинались былины, как и сказки, с зачина. Очень часто один и тот же зачин использовался в разных былинах. Но функции зачинов были разными и определялись задачами содержания. Сказочный зачин сразу уводил слушателя из обычной действительности. «... В некотором царстве, в некотором государстве...» (Действие происходило не здесь, не в обычной действительности).

Былина же воспринималась как правдивый исторический рассказ, поэтому и зачин имел другое назначение.

 

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота, океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты Днепровские!

 

Возникает картина необъятного мира. Она сообщает более широкий взгляд на мир, освобожденный от частностей. Содержанием былины являются действия героев.

Соответствует ли этому требованию рассказ о Вольге Святославовиче? (Обилие глаголов, однорядные сказуемые, минимум второстепенных членов).

Князь в былинах не является основным предметом изображения. Его образ должен быть таким, чтобы образ богатыря воспринимался ярче, даже если это в ущерб исторической правде. Но сведения о князьях основаны на реальных бытовых впечатлениях. Каким в этой былине предстает князь до встречи с Микулой?

Предварительные представления о богатыре исходят в былинах не от рассказчика. Каким способом даются первые представления о Микуле? Какова функция гиперболы? Сравните с функцией фантастического в сказке.

В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря.

Найти в тексте описания и определить их роль в повествовании.

Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.

Найти главный эпизод в диалоге Микулы с Вольгой.

Это эпизод боя (расправа с мужичками-разбойниками). Богатырю победа дается без труда. Противники не сопротивляются. В былине в бою действует только богатырь.

После победы богатыря былина рассказывает о торжестве героя. Князь приглашает Микулу в свою дружину.

Как показано, что Вольга взял на службу настоящего богатыря? Чем еще нравится Микула князю?

Чем концовка былины отличается от концовки сказки?

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar