Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 31 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. СТИХОТВОРЕНИЯ «МОЛИТВА», «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...» ДУША И ЛИРА П
09.10.2016, 10:36

Урок 31

 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. СТИХОТВОРЕНИЯ «МОЛИТВА»,

«КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...»

ДУША И ЛИРА ПОЭТА

 

Я здесь был рожден, но нездешний душой.

М. Ю. Лермонтов «Желание»

 

Материал к теме: М. Ю. Лермонтов. Точка зрения. Сост. И. И. Подольской. Серия «Классическая гимназия». М.: Лайда, 1993.

 

ХОД УРОКА

Лермонтовы — дворянский род, уходящий своими корнями в глубокое прошлое, где легенда и реальность давно сплелись воедино. Одно семейное предание особенно полюбилось Михаилу Лермонтову — предание о шотландских предках — рыцарях и поэтах.

История гласила, что в ХIII веке вблизи шотландского городка Мельроза стоял замок Эрсильдон, где жил знаменитый рыцарь Томас Лермонт. Он был известен как поэт и прорицатель, предсказавший шотландскому королю Альфреду III его неожиданную и случайную смерть. Конец его был загадочен: он пропал без вести, уйдя вслед за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей.

Стихи и предсказания, загадочное двойственное существование и роковой конец — как все это роднит Лермонтова и его легендарного предка!

Не раз в стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучит тема трагической разъединенности между миром и человеком, вечностью и мимолетностью земного человеческого пути. Человек стремится к единению с природой, Создателем, вечностью. Порою ему это удается в мечтательном забвении. Об этом стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» (Читает учитель).

Убедитесь: все стихотворение (16 строк) — это одно предложение. С синтаксической точки зрения мы можем охарактеризовать его как сложноподчиненное с придаточными условиями. Главная часть предложения — центр стихотворения — последнее четверостишие. О чем в нем говорится? (Смиряется души.., тревога, расходятся морщины на челе, счастье я могу постигнуть на земле, в небесах я вижу бога).

При каком условии возможно такое состояние человека? Можем ли мы кратко ответить на этот вопрос?

(Когда в природе все — красота и гармония).

Почему в последней строке говорится о боге?

(Восхищаясь творением, нельзя не восхититься творцом).

Обратимся к образной структуре стихотворения.

Вначале взгляд поэта скользит как бы сверху, обозревая лес и поле, затем все ближе стремится к земле, останавливается на частностях, которые можно увидеть лишь при ближайшем рассмотрении: малиновая слива, ландыш серебристый, студеный ключ. Именно на этом, земном, уровне возникает «я» лирического героя. Его взор стремится к всеохватности: от восприятия земли и неба к восприятию бога.

Вспомним, что Лермонтов был не только блестящим поэтом, но и замечательным художником. Прочитанное нами стихотворение необыкновенно красочно. Составьте цветовую гамму данного стихотворения и подумайте над вопросом: почему в этом стихотворении о единстве, гармонии мира природы и человека Лермонтов рисует столь многоцветную картину?

Приобщение к поэтическому миру Лермонтова всегда приобщение к тайне. Подумайте, можно ли в реальной жизни увидеть пейзаж, нарисованный Лермонтовым в стихотворении?

(Нет, в природе не могут встретиться одновременно цветок ландыша, желтеющая нива и малиновая слива).

Как же объяснить своеобразие лермонтовского пейзажа?

(Перед нами погружение в мир иного бытия, знак благодати, приобщения к вечности. Мир как бы открывается перед человеком во всем своем многообразии, природа оборачивается к человеку, недаром ландыш «кивает» ему).

Читаем стихотворение «Молитва».

1. В каком случае человек обращается к молитве?

(«В минуту жизни трудную «Когда теснится в сердце грусть»).

2. Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения?

(«Созвучье слов живых»).

3. Как происходит очищение?

(С души спадает бремя (тяжесть), уходят сомнения (прекращается терзание ума неразрешимыми вопросами), появляются слезы освобождения и благодарности).

4. Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает «я» лирического героя? Какое значение имеет завершение стихотворения безличными глаголами?

(«Я» твердит молитву, все остальное совершается само собой). Обратимся к статье учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях».

Как вы понимаете слова Д. С. Мережковского «Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии»?

(Поэзия Лермонтова, как и сама ночь, полна таинственности. Мечты и грезы лирического героя Лермонтова сродни сновидению.

Но Мережковский в эти слова вкладывает и еще одну мысль: к Лермонтову человек стремится на закате жизни, в преддверии вечного сна).

 

Домашнее задание: 1. Учебник, вопросы 1, 2.

2. Для любознательных. «Лермонтовское» стихотворение Ивана Бунина.

Прочитайте и проанализируйте стихотворение И. А. Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!» (1901). Какие мысли, чувства, образы роднят стихотворение Бунина с лермонтовской поэзией?

 

За все тебя, господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

 

Я одинок и ныне — как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

 

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю — с тобой.

 

 

 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА,

МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

 

Материал к теме: М. Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. Сост. А. А. Шагалов. М., Просвещение, 1976.

 

Эпическая поэма, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далекий ХVI век.

Ребята должны знать об Иване IV, опричнине. Во вступительной части полезно познакомить учеников с произведениями живописи или графики, воскрешающими облик старой «златоглавой и белокаменной» Москвы и ее жителей купцов, бояр, простолюдинов (картины А. М. Васнецова, А. П. Рябушкина и др.).

Перед изучением рекомендуем прочитать все произведение.

Вопросы, направленные на развитие мысли, воображения, речи школьников.

1. Какие события в «Песне» вы считаете основными?

2. Какие события наиболее драматичны для каждого из героев?

3. Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы цвет вы окрасили фон? Почему?

4. Какое описание природы вам запомнилось? Как эти описания согласуются с событиями I и III глав?

В I главе мы узнаем о любви опричника к красавице — замужней женщине. II глава — оскорбление Алены Дмитриевны и решение Калашникова отомстить обидчику. III часть — трагически разрешается столкновение двух героев: одного постигает справедливое возмездие, другой гибнет по воле царя.

Распределение материала по урокам.

1 урок. Вступление, чтение и анализ I главы.

2 урок. Чтение и анализ двух последующих глав.

3 урок. Обобщение наблюдений над характером главных героев и поэтическими особенностями «Песни». Ее идейный смысл.

4 урок. Самостоятельная письменная работа.

Проблемы повести.

Что представляют собою герои? Почему такой драматичной оказывается их судьба? Каково отношение к ним Лермонтова и гусляров? Все эти вопросы — центральные для беседы в классе.

Какова ваша оценка поведения Кирибеевича и Калашникова? А теперь постараемся определить авторскую позицию. Ещев запеве гусляры говорят о них: один — «любимый» опричник царя, другой — «смелый» купец. Два пути анализа:

1) последовательное раскрытие авторского замысла — вслед за композицией; 2) путь сопоставления:

а) внешность Калашникова и Кирибеевича; б) первое впечатление, которое каждый из них производит; в) как раскрываются их характеры в любви к Алене Дмитриевне; г) в сцене кулачного боя.

Проблемные вопросы:

1. Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?

2. В чем «правда» купца Калашникова?

3. Почему «Песня» оканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?

Кирибеевич. Образ крайне противоречивый.

 

1. Гусляры поют о нем как о добром молодце из песни: удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое.

 

 

 

 

 

 

 

2. Поэтичность сравнений, относящихся к нему.

 

3. Вызывают сострадание такие слова:

«Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет,

И без похорон горемычный прах

На четыре стороны развеется!..»

 

 

4. Итак, что же привлекает гусляровв Кирибеевиче? Молодость, красота, удаль, сила.

1. Опричник. Опричнина — система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Опричнина была введена в 1565 г. Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, выступавшего против усиления самодержавной власти.

2. Лукавый раб. Во II главе гусляры не хотят даже говорить о Кирибеевиче; они передают свой рассказ Алене Дмитриевне.

Для нее он — разбойник. В народных песнях разбойник — злой опричник. Кто же разбойник в народных песнях? Не столько грабитель, сколько человек, попирающий божеские законы — законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья.

 

С точки зрения народной совести, Кирибеевич, действительно, разбойник, ибо крадет счастье у семьи купца Калашникова.

Интересно замечание Сергея Виссарионовича Ломинадзе[1] в статье «Малюта и сосенка»: «Относительно Кирибеевича не просто упомянуто, а подчеркнуто, что он из семьи Малюты».

 

«Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

А из роду ты ведь Скуратовых,

А семьею ты вскормлен Малютиной!.. —

 

с упреком говорит ему царь.

Когда же герой представляется Алене Дмитриевне:

 

Что пужаешься, красная красавица?

Я не вор какой, душегуб лесной,

Я слуга царя, царя грозного,

Прозываюся Кирибеевичем,

А из славной семьи Малютиной...

 

Словам героя придан оттенок зловещей иронии: понятно, что Малюта страшнее любого лесного душегуба.

(Реминисценция из «Бориса Годунова»):

 

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач.

 

После слов опричника, после его успокоения:

 

Испугалась я пуще прежнего...

 

В начале III главы Кирибеевич снова появляется удалым молодцем, в сиянии молодости, силы, богатства. Но что-то неприятное и отталкивающее слышится теперь в его речах. Вместо грустной задумчивости теперь в его речах бахвальство, насмешка, пренебрежение к более слабым. Он привык быть первым, ему все дается легко, ему «ничего не заказано», а поэтому появляется спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими, своеволие. Но слова Калашникова приводят его в смятение, он «побелел, как осенний снег». Видимо, укоры совести вспыхивают в его душе. Наверное, близость к царю, избалованность властью исказили добрые основания его характера.

Возмездие, которое настигает опричника в бою с Калашниковым, справедливо.

Можно ли назвать поэтичной, настоящей, истинной любовь Кирибеевича? Нет, он совершенно не думает о любимой женщине. Почему же гусляры так тепло говорят об убитом Кирибеевиче?

 

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

 

И гусляры, и автор сожалеют о его ранней гибели, ценят, что он не просит пощады, а принимает смерть как должное.

В Степане Парамоновиче Калашникове нет сложностей и противоречий. Это человек честный, сильный, мужественный и решительный. Как и о Кирибеевиче, гусляры поют о нем словами народных песен и сказаний.

Что особенно привлекает в купце Калашникове? Чувство собственного достоинства, гордость «честным именем».

Но почему так сурово, даже грубо обращается Степан Парамонович к своей молодой жене:

 

Уж ты где, жена, жена шаталася...?

 

Уклад семьи ХVI века основывался на определенном своде правил, собранных в «Домострое»[2]. Но сам уклад семьи требовал от женщины беспрекословного подчинения мужу. Опоздание Алены Дмитриевны — слишком необычное происшествие для того времени. Муж заподозрил обман.

Любит ли Степана Парамоновича Алена Дмитриевна? Из ее слов видно, что в семье у них — любовь и согласие, муж для нее «красное солнышко», его немилости она боится больше, чем «смерти лютой», просит защитить ее от позора.

Для Калашникова позор жены — это и его позор, а позор — хуже смерти, и Кирибеевич сразу становится для него врагом. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

Индивидуальное задание: Сравнить описание могилы Калашникова со строками из поэмы «Беглец».

 

И труп, от праведных изгнанный,

Никто к кладбищу не отнес,

И кровь с его глубокой раны

Лизал, рыча, домашний пес;

Ребята малые ругались

Над хладным телом мертвеца,

В преданьях вольности остались

Позор и гибель беглеца.

 

А над могилой Калашникова веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание. Подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее, рождает новых героев.

Вывод:

Изображение Ивана Грозного у Лермонтова

 

Жесток, болезненно подозрителен, несправедлив, мстителен.

Может быть щедрым по отношениюк людям, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие.

 

В основе своей это глубокий и могучий характер, искаженный безграничной властью.

Таким запечатлен Иван Грозный в народных исторических песнях.

Возможны следующие темы для письменных работ:

1. Изложения:

а) Бой купца Калашникова с Кирибеевичем.

б) Пир у Грозного.

в) Жизнь и смерть купца Калашникова.

г) Сравнить поведение Кирибеевича в сцене боя с поведением палача на Лобном месте.

2. Сочинения:

а) Кто в «Песне» является настоящим героем и почему?

б) Что привлекает и что отталкивает в Кирибеевиче?

в) За что гусляры прославляют купца Калашникова?

 

[1]Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. М., Современник, 1985.

[2] «Домострой» — памятник русской литературы ХVI в., представляет собой свод правил общественного, религиозного и особенно семейного поведения. Глава семьи, по «Домострою», является владыкой домочадцев. Слово «Домострой» стало нарицательным обозначением консервативного и грубого бытового уклада.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar