Главная» 7 класс » Литература |
09.10.2016, 10:37 | |
Урок 33
РУССКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР В ПОЭМЕ
Знания на уроке: обучение продуктивному устному высказыванию. Словарная работа: эпоха, своеволие, уклад, личность.
ХОД УРОКА I. Идейно-художественное содержание сцены пира у царя. (Речевое упражнение на обучение продуктивному высказыванию). Примерный план рассказа 1. События и герои относятся к эпохе царствования ИванаГрозного. Учащиеся находят в тексте исторические детали, объясняютих и доказывают суждение. 2. Пир у царя в поэме — традиционная форма русской придворной жизни, а поведение участников трапезы — в духе вековых национальных традиций. Описание внешнего вида царя, размещение присутствующихна трапезе; обращение государя с гостями и объяснение Кирибеевича с царем воспроизводят принятые при дворе нормы жизнии национальные обычаи, видимо, единые для всех сословий (гостеприимство, щедрость, заботу о младшем, менее защищенном,уважение к главе (старшему), искренность, правдивость и т. д.). 3. Делается обобщение о тесной связи особенностей русскогоуклада жизни (в традиционных ее формах, например, трапеза уцаря), старинных обычаях с общими для каждого русского человека понятиями об отношении к миру и людям, о совести и долге. 4. Кирибеевич выступает разрушителем сложившихся нормповедения. Этим он привлекает к себе внимание царя. (Учащиесяпо тексту проследят развитие этой темы и докажут, что молодойопричник нарушил обычаи и допустил своеволие). Задание № 1. Определить значение слова «своеволие». Своевольный— поступающий по своей прихоти, произволу[1]. Задание № 2. Каким читатель видит в сцене пира царя? Какое значение для русского уклада жизни имела опричнина? Существовала ли она до Грозного? Уклад — устоявшийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни, быта[2]. Читатель приходит к важному для понимания идеи поэмы выводу о том, что главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.
II. Домашнее задание: сочинение «Пир у царя Ивана Васильевича».
III. Анализ II части «Песни». 1. Каким предстает в по молодой купец Калашников? Калашников умело торгует. Это картина обычного дня. Обозначается та же тема — тема устоявшегося порядка жизни, быта. 2. Задание. Как возникает мотив тревоги? Проследить по тексту его развитие. Учащиеся заметят, что сегодня Степану Парамоновичу «недобрый день задался», а завтрашний теряет свою прежнюю определенность: «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» (метель в народном представлении — проявление нечистой силы). 3. Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? Учащиеся делают вывод о том, что случилось нечто очень серьезное (страшное), если к приходу мужа в доме, как положено, «не накрыт дубовый стол белой скатертью» и даже «свеча перед образом еле теплится». Нарушился порядок в благополучной жизни купеческой семьи. 4. С каким эпизодом из сцены пира у царя соотносится это событие? Еще раз уточняется значение слова «соотноситься» — находиться в соотношении с чем-нибудь[3]. Читатель легко устанавливает смысловую связь происходящего с допросом Кирибеевича. 5. Как следует понимать реакцию Калашникова на происшедшее с женою? (Реакция как проявление своего отношения к чему-либо). Какими нормами он руководствуется в оценке события? Задание. Знает ли герой, что делать, если жена «гуляла... с сынками все боярскими»? Он угрожает наказанием жене в соответствии с обычаями того времени. 6. Какими нравственными устоями семейной жизни в своем ответе руководствуется Алена Дмитриевна? Она исполнила долг и осталась «верною женою», а потому имеет право требовать от мужа защитить ее, не отдать «злым охульникам в поругание». 7. Где ищет помощи и поддержки в трудную минуту «удалой купец»? По русскому обычаю семья, род встанет на защиту обиженного («Мы тебя, родного, не выдадим»). Семьей гордится Кирибеевич и Калашников. Русская семья — та общность, которая наиболее полно реализует достоинство личности, независимость и силу характера. По авторской мысли, расшатывание устоев русской семейной жизни влечет за собою уничтожение человеческой личности. | |
Просмотров: | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|