Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 33 РУССКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР В ПОЭМЕ
09.10.2016, 10:37

Урок 33

 

РУССКИЙ УКЛАД ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ

РУССКИЙ ХАРАКТЕР В ПОЭМЕ

 

Знания на уроке: обучение продуктивному устному высказыванию.

Словарная работа: эпоха, своеволие, уклад, личность.

 

ХОД УРОКА

I. Идейно-художественное содержание сцены пира у царя. (Речевое упражнение на обучение продуктивному высказыванию).

Примерный план рассказа

1. События и герои относятся к эпохе царствования ИванаГрозного.

Учащиеся находят в тексте исторические детали, объясняютих и доказывают суждение.

2. Пир у царя в поэме — традиционная форма русской придворной жизни, а поведение участников трапезы — в духе вековых национальных традиций.

Описание внешнего вида царя, размещение присутствующихна трапезе; обращение государя с гостями и объяснение Кирибеевича с царем воспроизводят принятые при дворе нормы жизнии национальные обычаи, видимо, единые для всех сословий (гостеприимство, щедрость, заботу о младшем, менее защищенном,уважение к главе (старшему), искренность, правдивость и т. д.).

3. Делается обобщение о тесной связи особенностей русскогоуклада жизни (в традиционных ее формах, например, трапеза уцаря), старинных обычаях с общими для каждого русского человека понятиями об отношении к миру и людям, о совести и долге.

4. Кирибеевич выступает разрушителем сложившихся нормповедения. Этим он привлекает к себе внимание царя. (Учащиесяпо тексту проследят развитие этой темы и докажут, что молодойопричник нарушил обычаи и допустил своеволие).

Задание № 1. Определить значение слова «своеволие».

Своевольный— поступающий по своей прихоти, произволу[1].

Задание № 2. Каким читатель видит в сцене пира царя? Какое значение для русского уклада жизни имела опричнина? Существовала ли она до Грозного?

Уклад — устоявшийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни, быта[2].

Читатель приходит к важному для понимания идеи поэмы выводу о том, что главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.

 

II. Домашнее задание: сочинение «Пир у царя Ивана Васильевича».

 

III. Анализ II части «Песни».

1. Каким предстает в по молодой купец Калашников?

Калашников умело торгует. Это картина обычного дня.

Обозначается та же тема — тема устоявшегося порядка жизни, быта.

2. Задание. Как возникает мотив тревоги? Проследить по тексту его развитие.

Учащиеся заметят, что сегодня Степану Парамоновичу «недобрый день задался», а завтрашний теряет свою прежнюю определенность: «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» (метель в народном представлении — проявление нечистой силы).

3. Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»?

Учащиеся делают вывод о том, что случилось нечто очень серьезное (страшное), если к приходу мужа в доме, как положено, «не накрыт дубовый стол белой скатертью» и даже «свеча перед образом еле теплится». Нарушился порядок в благополучной жизни купеческой семьи.

4. С каким эпизодом из сцены пира у царя соотносится это событие? Еще раз уточняется значение слова «соотноситься» — находиться в соотношении с чем-нибудь[3].

Читатель легко устанавливает смысловую связь происходящего с допросом Кирибеевича.

5. Как следует понимать реакцию Калашникова на происшедшее с женою? (Реакция как проявление своего отношения к чему-либо). Какими нормами он руководствуется в оценке события?

Задание. Знает ли герой, что делать, если жена «гуляла... с сынками все боярскими»? Он угрожает наказанием жене в соответствии с обычаями того времени.

6. Какими нравственными устоями семейной жизни в своем ответе руководствуется Алена Дмитриевна?

Она исполнила долг и осталась «верною женою», а потому имеет право требовать от мужа защитить ее, не отдать «злым охульникам в поругание».

7. Где ищет помощи и поддержки в трудную минуту «удалой купец»?

По русскому обычаю семья, род встанет на защиту обиженного («Мы тебя, родного, не выдадим»). Семьей гордится Кирибеевич и Калашников. Русская семья — та общность, которая наиболее полно реализует достоинство личности, независимость и силу характера.

По авторской мысли, расшатывание устоев русской семейной жизни влечет за собою уничтожение человеческой личности.

 

[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1981, с. 627.

[2]Тамже,с. 737.

[3]Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1981, с. 665.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar