Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 35 СТЕПАН КАЛАШНИКОВ — НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ КАЧЕСТВ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
09.10.2016, 10:38

Урок 35

СТЕПАН КАЛАШНИКОВ — НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ КАЧЕСТВ

РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Знания на уроке: способы раскрытия авторского отношения к изображаемому (идея произведения).

Словарная работа: национальное сознание, национальные формы жизни, национальный характер, личность, индивидуальность.

 

ХОД УРОКА

I. Чем по происхождению отличается Калашников от своего противника — Кирибеевича?

1.О знатном происхождении Кирибеевича говорит сам царь: «А из роду ты ведь Скуратовых...». Кирибеевич сам с гордостью называет свое имя Алене Дмитриевне:

 

Я слуга царя, царя грозного,

Прозываюся Кирибеевичем,

А из славной семьи из Малютиной...

 

2. Калашников — простой человек, купец, но душевные качества, твердость характера позволяют автору поставить его личность в один ряд не только с молодым опричником, но и самим царем.

3. Царь и именно купец Калашников стоят на страже «закона нашего христианского»: в сцене на пиру у царя и в сцене поединка купца с Кирибеевичем.

Задание. Объяснить смысловую связь между похожими эпитетами, определяющими отношение к Кирибеевичу царя и Калашникова.

 

 

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес...

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрят

пристально.

 

 

Царь, «словно ястреб», и «соколиные» очи Калашникова одинаково зорко замечают нарушение «закона нашего христианского». Это делает их единомышленниками, что укрупняет масштаб личности купца.

4. Можно провести еще параллель, смысл которой легко улавливается.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич...

 

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

 

Степан Парамонович — глава семьи, «царь», «красно солнышко».

5. Можно сопоставить обращение к царю Кирибеевича и мужа Алены Дмитриевны: в обоих случаях «просители» ищут милости, справедливости, признавая свою зависимость от власти царя.

Но как с Иваном Грозным разговаривает купец Калашников?

Задание. Чем отличается поведение Калашникова в сцене разговора с царем от поведения Кирибеевича в сцене пира у царя?

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что — не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить — и на плаху несть...

Калашников разговаривает с царем как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином. С чувством собственного достоинства сообщает, что расправился с опричником «вольной волею», самому царю приказывает: «Прикажи меня казнить». Калашников заявляет о своей личной независимости, указывая, что есть стороны жизни, которые не подсудны царю, а сам царь подсуден Богу единому.

Наиболее сложным образом, стоящим несколько в тени, является в «Песне» образ Ивана Грозного.

С одной стороны, «лукавый раб» Кирибеевич обманул царя, не сказал всей правды об Алене Дмитриевне.

С другой стороны, царь казнит Степана Калашникова без расследования, казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника.

Вспомним пушкинское — слова Пимена из «Бориса Годунова»:

 

Подумай, сын, ты о царях великих.

Кто выше их? Единый бог. Кто смеет

Противу них? Никто...

Григорий в заключительной реплике в сцене «Келья в Чудовом монастыре»:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

А у Лермонтова купец Калашников говорит перед смертью:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что — не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

 

6. Мог ли спасти себя купец, сказав царю «правду истинную»?

Вспомним, чем царь заканчивает свои наставления любимому опричнику:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся.

Этот закон един для всех на «святой Руси». Алена Дмитриевна и Степан Парамонович «полюбилися», а потом «пред святыми иконами... обручилися», «золотыми кольцами менялися». Царь был обманут «лукавым рабом», не знал, что Алена Дмитриевна «в церкви Божией перевенчана».

Выступая в поэме хранителем обычаев и христианских заповедей, Иван Васильевич («православный царь») мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний».

Почему же Калашников молчит? Брак для Калашникова — святыня («святые иконы»), узы, которыми он связан с женою, от Бога, поэтому он не видит необходимости обращаться к царю.

Но Калашников решает биться за святую правду-матушку «на смерть» при царе. Это придает его поступку еще и общественный смысл: он отстаивает справедливость и право.

7. Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича?

Сам Господь приходит на помощь удалому купцу, когда ему необходима защита. Но Калашников совершает «грех», поэтому сам смиренно идет на казнь.

8. Удалой припев в конце лишь придает еще больший драматизм финалу песни. Горечь не уменьшается, так же как не уменьшится скорбь Алены Дмитриевны, получившей последний наказ от мужа:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,

Закажите ей меньше печалиться.

 

В поэме простой человек — купец Калашников — выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом и т. д.

 

Темы для домашних сочинений.

1. Калашников — носитель лучших черт русского национального характера.

2. В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar