Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 36 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. А. К. ТОЛСТОЙ «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
09.10.2016, 10:38

Урок 36

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

А. К. ТОЛСТОЙ «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»

 

А. К. Толстой работал над романом около двадцати лет (начат в сороковые годы ХIХ века, а закончен в 1861 году).

В этом произведении учащиеся увидят ту же эпоху, с которой они познакомились в «Песне про купца Калашникова...», тех же героев: Ивана Грозного, его приближенных, людей, не согласных с его политикой. Эпоха Ивана Грозного предстанет перед семиклассниками более осязаемо, и перед ними откроются многие тайны, загадки, оставшиеся неразгаданными после изучения произведения М. Ю. Лермонтова.

Для проведения урока внеклассного чтения удобно предложить учащимся следующие индивидуальные задания:

1. Подготовить пересказ главы 1 «Опричники».

Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает Никита Романович Серебряный?

2. Почему Никита Романович, приехав в Москву в 1565 году, не знает, какие события произошли за время его отсутствия и какую силу представляют собой опричники?

3. Каким вы представляете себе царя Ивана Грозного, прочитав главу 8 «Пир»?

4. Какими вы представляете себе сподвижников Ивана IV?

а) Бориса Годунова.

б) Малюту Скуратова и его сына Максима (глава 78 «Александрова слобода»).

в) Царевича Иоанна.

г) Федора Басманова.

5. По ролям прочитать главу 9 «Суд».

Допрос царем опричника. С какой сценой «Песни» перекликаются события в этой главе? (Разговор Ивана Грозного с Кирибеевичем и допрос Матвея Хомяка).

Какой смысл видит в опричнине сам государь Иван Васильевич? «Не для того поставил я на Руси опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя...».

6. Проблемный вопрос.

Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесенными в минуту отчаяния: «Какая родина! Где наша родина? От кого нам ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!». (Глава «Последнее свидание»).

В книге А. К. Толстого «Князь Серебряный» можно выделить две сюжетные линии:

1. Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Елене Дмитриевне, ставшей женой опального боярина Морозова. Вопрос на знание текста: Как сложится судьба героев — боярина Морозова, ЕленыДмитриевны, князя Серебряного?

2. Трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана.

Чем озабочены люди, близко стоявшие к трону? Сам Иван Васильевич? Служением, выслуживанием перед ним, угодничеством (Басмановы, князь Вяземский, Малюта). Власть.

Почему так подозрителен Иван Грозный, так скор на расправу, на скорую казнь? Он боится измены; не уважал своих приближенных, хорошо зная их, понимает, что они готовы пойти на любое преступление во имя власти и больших благ.

Но есть ли люди в окружении Ивана Грозного, достойные уважения? Да, их немного, но царь стыдится этих людей, боится их, рад избавится от них. Это старая нянька Онуфриевна, вырастившая, воспитавшая Ивашку (как она его называет), он рад унизить ее, предлагая ее, 80-летнюю, в жены стремянному Михеичу; это блаженный юродивый Василий, которого чуть не убил в день страшной казни Иван Грозный (а это великий грех); это боярин Дружина Андреевич Морозов, которого царь унижает на пиру, заставляет рядиться в шутовской костюм с бубенчиками, и это Никита Серебряный, главный герой книги.

Что говорит сам автор об этих людях? «Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской ночи, но, как и самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак, ибо светились отдельно и не были сплочены, ни поддерживаемы общественным мнением. Простим же грешной тени Ивана Васильевича, но помянем добром тех, которые, завися от него, устояли в добре, ибо тяжело не упасть в такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самая честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!

...вы шли прямою дорогой, не бояся ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает... И многое доброе и злое, что, как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего...».

Можно предложить анализ эпизодов романа:

1. Сравнить содержание старинной песни о том, как боярин Никита Романович спасает от опричников царевича Иоанна, с тем, как рассказывает об этом событии А. К. Толстой в главе 14 «Оплеуха»;

2. Каким вы видите царя Ивана Грозного и боярина Дружину Морозова в главе 34 «Шутовской кафтан»?

3. В чем смысл названия книги? Почему роман назван именем князя Серебряного?

4. Эпиграфом книги послужили слова, взятые из летописи Тацита на латинском языке. Смысл этих слов таков: «А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателей в свое оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих».

Как соотносятся эти слова с содержанием исторического романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»?

Море крови, произвол, а книга оставляет светлое чувство. Почему?

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar