Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 37 Н. В. ГОГОЛЬ. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ СО СТАТЬЯМИ Н. Л. СТЕПАНОВ
09.10.2016, 10:39

Урок 37

 

Н. В. ГОГОЛЬ. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ СО СТАТЬЯМИ

Н. Л. СТЕПАНОВА И В. В. ВЕРЕСАЕВА

 

Материал к теме: И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М., Советский писатель, 1987.

 

Никто еще не отгадал загадки Гоголя. Гоголь как бы зовет, подзывает, а когда подходишь, отводит глаза.

То же и смех Гоголя. С одной стороны, Гоголь смеется над глупым, смешным и страшным — да, и над страшным, например, над смертью, — с другой стороны, его смех полон печали: то печаль несоответствия между «мечтой и «существенностью».

Смех Гоголя ощущает это несоответствие как комическое противоречие жизни и одновременно как боль. Рана открыта, кровоточит — отсюда слезы.

Гоголь — дитя смеховой культуры народа (М. Бахтин). Полет книжной речи мешается в его прозе с грубой шуткой простолюдина, с лукавством украинского «дядьки», с «раем» и «адом народного представления, где человек и черт выступают как герои одной пьесы.

Черт у Гоголя смешон, а человек бывает и страшен. У человека могут внезапно выскочить клыки, как у колдуна из «Страшной мести», а черт может быть подвергнут порке, как напроказивший мальчишка.

Гоголя считают сатириком, комиком. Он считал себя поэтом. Уроки Гоголя — уроки святого завышения целей, которые ставят перед собой гении и неосуществление которых заставляет их роптать на себя.

В мире Гоголя нет смерти — добро и зло встречаются и за смертным порогом (вспомним «Страшную месть»).

Герои Гоголя мечтают о свободе — они не хотели бы оказаться под колесом судьбы, не хотели бы быть втоптанными в грязь, не хотели бы выпасть в тот пыльный «осадок», со дна которого уже не подняться наверх.

Все годы жизни Гоголя — это уроки труда. «Когда я пишу, я живу, — говорил он, — если я перестану писать, я умру». Переписывание по восьми раз — хрестоматийные сведения о Гоголе. Перемарывание страниц и глав, сожжение целых частей — тоже факты известные.

«Гоголь повторял, что в храм искусства нельзя входить неопрятно одетым. Оттого и создания Гоголя — истинные создания, строения совершенной архитектуры. Оттого и поются его строки, выпеваются из души, от души идя, к душе и приходят. И громозвучное слово порождает громозвучное эхо, проносясь через нас и над нашими головами. Поклонимся за это Гоголю, и примем уроки его с благодарностью». (И. Золотусский).

 

 

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

Н. В. ГОГОЛЬ «СТРАШНАЯ МЕСТЬ»

 

Тема освободительной борьбы зазвучала у Н. В. Гоголя еще в первом сборнике («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Сильнее всего это звучание в повести «Страшная месть».

«Сюжетной основой повести явились реальные события, отраженные в украинских народных думах и легендах о многолетней национально-освободительной войне запорожских казаков против польской шляхты в середине ХVII века.

Первая публикация повести во II части «Вечеров...» (1832) имела подзаголовок «Старинная быль», указывающий на связь повествования с его фольклорной основой. При переиздании книги в 1936 году этот подзаголовок был снят.

Романтическая повесть о предателе-колдуне перекликается с незавершенным историческим романом Гоголя «Гетьман», над созданием которого писатель, по-видимому, начал трудиться еще в Нежинской гимназии высших наук. По размаху огромных картин жизни народных масс «Страшная месть», по словам Белинского, соответствовала «Тарасу Бульбе» и являлась вехой на пути к созданию героической эпопеи»[1].

Перед уроком внеклассного чтения нужно дать учащимся вопросы (индивидуально или по группам) по повести «Страшная месть».

1. Подготовьте для выразительного чтения описание Днепра «Чуден Днепр при тихой погоде...».

2. Расскажите о Даниле Бурульбаше и его семье. Докажите, что в Даниле есть черты эпического героя.

3. Когда впервые в повести появляется колдун? Кто первым видит его?

4. В чем вина Катерины? Какое горе принесла она своей семье, когда выпустила колдуна?

5. Как вы понимаете слово «месть»? Кто страдает от свершения страшной мести?

6. В чем смысл названия повести? О чем говорится в древней легенде?

 

[1]Гоголь Н. В. Избранные произведения. Вступительная статья П. Николаева. Лениздат., 1968, с. 719.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar