Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 38 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Н. В. ГОГОЛЬ «СТРАШНАЯ МЕСТЬ». ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ОБ
09.10.2016, 10:39

Урок 38

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

Н. В. ГОГОЛЬ «СТРАШНАЯ МЕСТЬ». ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС

И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПОВЕСТИ

 

Словарная работа: легенда, месть.

Работа над понятиями: национально-освободительная борьба, предательство.

 

...все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная...

В. Г. Белинский

 

На доске заранее записано истолкование слов «месть» и «легенда».

Месть — намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды и т. п., желание отомстить[1].

Легенда[2] (несколько значений):

1. Основанное на устных преданиях опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п.

2. О чем-либо невероятном, о выдумке, вымысле.

3. Инструментальное произведение повествовательного характера, выражающее музыкальными средствами какое-либо народное предание.

4. Вымышленные сведения о разведчике, предопределяющие его поведение, поступки.

 

ХОД УРОКА

Опрос по заранее подготовленным индивидуальным заданиям (из урока 37).

1. Учащиеся выразительно читают наизусть или по тексту повести описание Днепра «Чуден Днепр...» (по Х главе).

Учитель обращает внимание на то, что описание Днепра не статично: он бывает разным. Спокойный Днепр — это необыкновенный величавый простор: «Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире». Но «когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр!.. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей».

Итак, Днепр — это не фон, на котором происходят события в повести, это основа жизни, символ Родины. По Днепру плывет челн, на котором Данила Бурульбаш со своей семьей возвращается со свадьбы, в Днепре находят себе последний покой несчастные жены, покинутые мужьями, об этом поет Катерина; родная река — основа жизни козаков, она основа их души.

2. При ответе на второй вопрос учащимся нужно обратить внимание на прямоту, честность Данилы: он не может притворяться, говорит то, что думает. Он прямо говорит Катерине, что, если бы знал, каков ее отец, не женился бы на ней. Но он любит свою жену, и поэтому никогда ее не оставит.

Данила беззаветно храбр, он никогда не склоняет головы перед врагами, даже если это нечистая сила. Подобно былинным богатырям, он необыкновенно силен. Как в былинах и народных песнях, автор сравнивает бой с пиром (глава IХ): «И пошла по горам потеха, и запировал пир: гуляют мечи, летают пули, ржут и топочут кони...

Но виден в толпе красный верх козацкой шапки пана Данила; мечется в глаза золотой пояс на синем жупане; вихрем вьется грива вороного коня. Как птица, мелькает он там и там; покрикивает и машет дамасской саблей и рубит с правого и левого плеча. Руби, козак! гуляй, козак! тешь молодецкое сердце; но не заглядывайся на золотые сбруи и жупаны! топчи под ноги золото и каменья!».

(Позже те же мотивы, ту же музыку боя, мы услышим в «Тарасе Бульбе».) И еще обратим внимание на то, что повесть начинается, подобно поэме «Руслан и Людмила», сценой свадебного пира, на котором неожиданно появляется колдун.

3. Ответ на данный вопрос предполагает пересказ нескольких эпизодов I главы. Первыми увидели колдуна играющие дети, а настоящее лицо его показалось тогда, когда есаул поднял иконы, чтобы благословить молодых.

4. Перед отвечающими на четвертый вопрос учащимися учитель может поставить дополнительный вопрос: «А может быть никакой вины Катерины и не было. Ведь колдун — ее родной отец, как же она может не помочь ему?» Если ребята прочитали повесть, они должны возмутиться, так как все дальнейшие события говорят о том, что Катерина, выпустив колдуна, предала всех: и мужа, и своего сына, и себя, и свою Родину, так как колдун был на стороне врагов козачества, он помогал ляхам захватить Приднепровье. От предательского выстрела своего тестя в тяжелом бою гибнет Данила, от колдовских чар умирает младенец, и сама Катерина, безумная, умирает от ножа своего преступного отца.

5. Отвечая на пятый вопрос, учащиеся уточнят значение понятия «месть», обратят внимание на роль этого понятия в тексте повести. Огонь обиды и жажда мести жжет сердца, зовет вновь к нанесению новых обид. Катерина собирается растить сына своего «на месть» за отца, но сила зла первой наносит свой удар. Данила не отомщен. Но так ли это? Вспомним, отчего обезумел колдун? Что его страшит более всего? Неясная фигура рыцаря с младенцем на огромном коне как символ совести, неминуемого отмщения и возмездия. И совсем страшным, приведшим в отчаяние колдуна стал смех, глумливый, уничтожающий смех — ржание коня (гл. ХIV). После этого колдун свершает свое последнее злодейство — убивает схимника — святого старца (глава ХV).

6. Отвечая на последний, шестой вопрос, ученики не только пересказывают древнюю легенду, которой завершается повесть, но и подводят итог обсуждению. Обратим внимание на то, что слово «легенда» имеет несколько значений, а также имеет и омонимы. На уроках литературы мы употребляем это слово в его основном, первом значении: основанное на устных преданиях опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице. Вдумаемся в легенду о страшной мести: о зависти, приведшей к братоубийству, о преступлении и жестокости. Внешне эта легенда напоминает библейскую историю о Каине иАвеле, о преступлении Каина, также совершенном из зависти. Но легенда в повести Н. В. Гоголя заставляет нас еще больше содрогнуться, потому что Петр обрек на смерть не только брата Ивана, но и младенца, привязанного к его спине. Такая жестокость не может остаться без возмездия, и сам Господь Бог согласился с карой Петра и всего его потомства. Но и Ивану, требующему мести, тоже не будет царствия небесного «... и доныне стоит на Карпате на коне дивный рыцарь, и видит, как в бездонном провале грызут мертвецымертвеца, и чует, как лежащий под землею мертвец растет, гложет в страшных муках свои кости и страшно трясет всю землю...»

 

[1]Словарь русского языка. В 4 томах. Т. II, М., Русский язык, 1982, с. 258.

[2]Тамже,с. 168.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar