Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 39 Н. В. ГОГОЛЬ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»
09.10.2016, 10:39

Урок 39

 

Н. В. ГОГОЛЬ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА»

 

Знания на уроке: сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, упражнение на обучение репродуктивному высказыванию, понятие о повести.

Словарная работа: общественные правы, батальные сцены, творческий кризис, художественное своеобразие.

 

ХОД УРОКА

I. Статьи о Гоголе из учебника. Обучение репродуктивному высказыванию. Проверка техники чтения.

Примерный план статей как результат работы над текстом

1. Н. В. Гоголь — выходец из образованной дворянской семьи.

2. Годы учения в Нежинской гимназии высших наук.

3. Знакомство с А. С. Пушкиным.

4. Повесть «Тарас Бульба» о самоотверженной борьбе запорожских козаков за независимость.

5. «Ревизор» — великая комедия Гоголя об общественных правах чиновничьей России.

6. Отъезд Н. В. Гоголя за границу.

7. Н. В. Гоголь — автор поэмы в прозе «Мертвые души» о России и русском народе.

8. Возвращение на родину. Творческий кризис.

9. Смерть Гоголя.

10. Художественное своеобразие Гоголя — в мастерстве языка и создании художественной детали.

 

II. Обучение устному высказыванию (пересказ по плану текста из учебника).

Можно привлечь дополнительные источники: воспоминания о Гоголе, история создания его произведений и т. д.

 

III. Повесть «Тарас Бульба» о борьбе русского народа за свою независимость.

 

Дополнительные сведения об истории создания произведения помогут учащимся глубже понять его содержание.

1. «Тарас Бульба» (1835 г.) — результат серьезного увлечения Н. В. Гоголя историей. Повесть имеет две редакции (два варианта текста). Впервые вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями.

Гоголь считал «Миргород» своеобразным продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», потому что содержанием сборника по-прежнему служила история украинского народа.

2. Но в 1842 году Н. В. Гоголь переработал текст повести. Стало значительно больше сцен, изображающих жизнь Запорожской Сечи, увеличен объем батальных сцен. Например, описание боя под Дубно в первой редакции занимало 14 строк, во второй — 14 страниц.

3. Во второй редакции использовались исторические источники — летописные, а не только народные песни.

4. Действие повести происходит в ХV — начале ХVI веков, еще до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались одни против многочисленных врагов, рвавшихся захватить их земли: на юге —. татарами, на северо-западе — с Речью Посполитой, литовскими рыцарями.

5. Задание. Найти в тексте I главы повести черты исторического времени действия, воссозданной автором на основе действительных источников.

Читается отрывок со слов «... тяжелый ХV век на полукочующем углу России...» до слов «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

1. Каков лексический ряд, передающий атмосферу времени и обстановки, определяющие судьбы русских людей?

Обратим внимание на модальный и глагольный ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т. д.; эпитеты: первобытная Россия (она не была первобытной в научном значении этого слова), неукротимая, широкая и т. д.

Это время — время исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества характера человека, живущего в условиях угрозы вражеских набегов, качества, помогающие выжить, защититься, довольствоваться ради этого малым.

2. В связи с чем в повествовании автор позволяет широкое отвлечение на историческую тему?

Читатель начинает понимать характер главного героя, особенности его отношения к основным жизненным ценностям.

 

Домашнее задание: устный рассказ «Образ времени и человека в повести «Тарас Бульба» (по I главе). Составить план рассказа, использовать языковые и стилистические особенности авторской речи.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar