Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 40 ТАРАС БУЛЬБА И ЕГО СЫНОВЬЯ
09.10.2016, 10:39

Урок 40

 

ТАРАС БУЛЬБА И ЕГО СЫНОВЬЯ

 

Знания на уроке: образ времени в художественном произведении, понятие о функции пространства, сопоставительная характеристика героев.

Словарная работа: жизненные ценности, особенности сознания, смысл выражения «эпический герой» (теоретический и образный), индивидуальность.

 

ХОД УРОКА

1. Образ времени и человека ХV века в повести «Тарас Бульба».

1. Языковые средства изображения образа опустошенной «первобытной» России.

2. Особенности сознания русского человека «в виду грозных соседей и вечной опасности».

3. Возникновение козачества как «необыкновенного явления русской силы» в результате изменения уклада жизни.

4. Историческое значение явления козачества в спасении Европы от разорительных набегов кочевников.

5. Особенности быта и характера козаков как следствия военного времени.

 

II. Какие жизненные ценности утверждает Бульба в своих наставлениях и собственном поведении при встрече с сыновьями?

Учащиеся в тексте без труда найдут ответ: «никому не спускай», «биться», «славно меня тузил», «бусурманов били, турков били... татарву... ляхов тоже били».

Стоит отметить и еще одну сторону сознания Бульбы, его пренебрежительное отношение к ценностям мирной жизни.

Задание. Найти в тексте подтверждение этому суждению.

1. В высказываниях героя («не слушай, сынку, матери», «сабля — вот ваша матерь», «все дрянь», чем набивают головы в академии, настоящая наука добрый конь и чистое поле).

2. В поведении, вкусах, привычках («не надо выдумок» в пище, сурово воспитывает горячо любимых сыновей, бьет «горшки» за ненадобностью и т. д.).

3. Отдельно подчеркнем привычку «спать на дворе». Открытое пространство выступает как средство изображения героя-бо гатыря в былинных традициях. Бульба — эпический герой, то есть необыкновенной физической силы и военной доблести.

В то же время тема открытого пространства, связанного с образом главного героя, превращается в мотив воли («вольное козачество»), сопровождающий повествование на протяжении всего развития действия. (Степь, Сечь, ничем не защищенная, главные события происходят на открытом пространстве, неприязнь к закрытому пространству, помещениям, к оседлости, осадам — отсутствию движения и т. д.).

Какая авторская оценка героя выражена в описании светлицы Бульбы?

Объясним учащимся, что интерьер и предметно-бытовая деталь выступают средством раскрытия образа героя в повести Гоголя.

1. Светлица «опрятная», где прибирались испуганные «девки-прислужницы», с огромным столом и скамьями вдоль стен.

2. В комнате, видимо, редко кто бывает, а если ее используют, то для собрания большого количества людей.

3. На самом видном месте — оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в третьем-четвертом ряду полок.

4. Изящные вещицы попали в дом Бульбы «через третьи и четвертые руки» и напоминают читателю о тревожной и кочевой жизни хозяина.

Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки. Военное дело он считает главным, в мирное — полюбил разгул.

 

III. Остап и Андрий. Что в них общего?

Внешне братья похожи.

1. При каких обстоятельствах эта внешняя одинаковость бросается в глаза?

В сцене приезда домой: оба комично выглядят в нелепых одеяниях. В сцене отъезда их красота и удаль подчеркивается богатым козацким снаряжением.

2. Какие обстоятельства раскрывают их одинаковые убеждения?

При встрече с отцом оба отважно защищают свое достоинство, оба проявили себя прекрасными товарищами в академии, оба умели преодолеть испытания, выпавшие им за годы пребывания вдалеке от дома, оба мечтают попасть в Сечь.

3. В чем братья разные?

Задание. Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Каким содержанием наполняется выражение «он считался всегда одним из лучших товарищей»?

1. Объяснить замечание «редко предводительствовал другими» как чаще бывал в гуще, в толпе. Остап не ощущал потребности в проявлении собственной индивидуальности.

2. Как Остап участвовал в проказах?

«Он первым приходил под знамена предприимчивого бурсака» (смелый, решительный), «не выдавал» зачинщиков.

3. Как отец научил Остапа прилежанию?

Пригрозил, что никогда не возьмет в Сечь, а для Остапа другой цели в жизни не существовало.

Обобщение наблюдений над текстом сводится к тому, что Остап человек массы, толпы, он целиком вписывается в свою среду, не имеет с ней никаких противоречий, потому что и сам полностью эту среду повторяет.

4. Чем отличается Андрий от Остапа по участию в проказах? Как это о нем говорит?

Андрий, как правило, предводитель, изобретатель. Умеет уйти от наказания, потому что способен что-то придумать. Он наделен воображением, чувствами, а не только мужеством, смелостью.

Остап назван «лучшим товарищем», а вместо характеристики Андрия на этот счет в повести следует история его встречи с прекрасной полячкой.

5. Всегда ли вместе с товарищами любил быть Андрий? Как он проводил время?

Он любил старые кварталы Киева. Там «дома были выстроены с некоторою прихотливостью» (не такие одинаково привычные, как все). Он любил уединение, а не только шумное товарищество. Андрий воспринимал жизнь полно, а не только избирательно, как выполнение долга. Его влекла красота, «его чувства были более развиты». А это — ценности мирной, а не военной жизни. Он не вписывается полностью в свою среду.

 

Домашнее задание: подготовить устный рассказ по теме «Тарас Бульба и его сыновья».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar