Главная» 7 класс » Литература

План конспект по литературе 7 класс Урок 43 ОСАДА ПОЛЬСКОГО ГОРОДА ДУБНО
09.10.2016, 10:40

Урок 43

 

ОСАДА ПОЛЬСКОГО ГОРОДА ДУБНО

 

Знания на уроке: характеристика героев и средства ее раскрытия, причины общинного сознания козачества.

Словарная работа: повторение значения слов «сопоставление», «сознание», типы исторического сознания героев.

 

ХОД УРОКА

I. Тарас Бульба в Запорожской Сечи. Продуктивное устное высказывание по плану.

Можно предложить учащимся маленькую письменную работу: раскрыть один-два пункта плана к рассказу по теме.

 

II. Как себя проявили Остап и Андрий в начале похода?

Задание. Обобщить по тексту наблюдения Бульбы за сыновьями и ответить на вопрос, почему, по мнению отца, «Остап— не Андрий»? В чем они одинаковы? Оба «возмужали», «были одни из первых» и т. д.

Чем братья отличаются?

Задание. Какие детали текста указывают, что процесс формирования личности Остапа закончен?

Бульба видит в сыне опытного воина: ему «... на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела», потому что Остап «ни разу не смутился (не потерял «знанья») ни от какого случая...». В нем отец видит «наклонности будущего вождя» и «... рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».

Образ льва объединяет в сознании Тараса сына со всем козачеством, делает его характер понятным, узнаваемым, своим. Остап полностью повторил в своем развитии отца и в целом со знание запорожского козачества.

Задание. Чем отличается Андрий от брата в бою?

Он не приобрел «трудного знанья вершить ратные дела», не умел обдумывать и рассчитывать. Бульбе оставалось удивляться и радоваться тому, что Андрий «производил такие чудеса» в бою, «понуждаемый только запальчивым увлечением», при этом оставаясь в живых.

Видно, что «ратные дела» не полностью овладели сознанием Андрия, «битвенный путь» не очень его влечет, потому он и не приобрел «трудного знанья» о войне. В бою Андрий ведет себя неожиданно, непредсказуемо, почти случайно оставаясь в живых. При этом он смел, силен, отважен. «Добрый вояка, — говорит о нем Бульба, — а не Остап!»

Не полностью ему понятен сын, потому что Андрий не повторяет его сознание и характер. Иные чувства он испытывает в бою, видимо, по-другому мыслит, часто уединяясь от товарищей («толпы»).

 

III. Чем Дубно как крепость отличалось от Сечи? Какое значение это обстоятельство имело для запорожцев?

Дубно — город. В нем «много казны и богатых обывателей». Обыватели защищают свой дом, а не землю, поэтому город обнесен земляным валом, бдительно охраняется.

Образ городской стены, встающей на «битвенном пути» козаков, воспринимается как граница, исторически разделяющая образ жизни, культуру, сознание людей.

1. Почему «запорожцы не любили иметь дело с крепостями, вести осады...»? Ответом на этот вопрос будут сцены боя в VII и IX главах повести.

2. Прочитать текст IХ главы от слов «Как только увидели козаки, что подошли они на ружейный выстрел...» до слов «Широко ревнули широкими горлами чугунные пушки...»

Жизнь каждого зависит от общей слаженности. В ней сила козацкого удара. Эту общность питает жизненный уклад Запорожской Сечи, ее обычаи, правы, а необходимость в общности породила козацкое «товарищество».

3. Разгром запорожцев под Дубно воспринимается как историческая закономерность: уходит в прошлое общинный уклад, наступает новое время, которое востребует личность.

 

Домашнее задание.

Изложение с элементами сочинения по батальным сценам VII и I глав повести. «Как в Русской земле, не было таких товарищей».

Ответить на вопросы:

1. Какими авторскими переживаниями проникнут рассказ о подвигах и гибели самых отважных запорожцев?

2. Какие качества запорожцев проявляются в их «трудном знанье вершить ратные дела»?

3. Привести примеры товарищества, проявленные запорожцами в боях.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 09.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar